Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
просматриваться эпоха развития заброшенного Сибирского края. Это были началь ные практические шаги в развитии, освоении и обустройстве Великой северной магистрали между Западом и Востоком, между Атлантическим и Тихим океанами. Групповые плавания судов Карских хлебных экспедиций явились первыми реаль ными предшественниками будущих арктических караванов на трассах Северного морского пути. Для спасения населения северных регионов от голода по решению Совнаркома и инициативе краевых органов власти с 1920 года стали осуществляться плавания в Сибирь за продовольствием. Руководство экспедициями поручалось вновь создан ному Комитету Северного морского пути —Комсевморпуть. Это был директивный, хозяйственный орган, отвечавший за организацию экспедиций и обеспечение их всем необходимым: судами, углём, продовольствием. За ним оставалась ответственность по комплектованию экипажей и грузовые работы в портах. Карские экспедиции уже с первых лет их деятельности состояли из двух отря дов: западного —морского и Обь-Енисейского —речного. Схема их работы была сравнительно чёткая. Правда, в процессе работ бывали сбои, особенно с подходом судов, но тут уже свои коррективы вносила морская стихия. Морской отряд созда вался в Архангельске из пригодных к плаванию судов, которым придавались иног да и баржи. Этот отряд под руководством начальника экспедиции направлялся в Обскую губу, на рейд Нового Порта и на Енисей —в Усть-Порт. В Сибири в это же время формировались речные отряды из старых колёсных пароходов, которые тащили на буксирах деревянные баржи, гружённые зерном, другими продовольственными товарами, а также лесоматериалами, пушниной и разными традиционно сибирскими грузами. По согласованным договорам морские и речные отряды встречались на рейдах Обской губы и Енисея и осуществляли перегрузочные операции. Следует отметить, что в целом эти экспедиции планиро вались и проводились сравнительно организованно и слаженно, учитывая те сверх сложные условия работы, уровень ледокольного обеспечения, техническое состоя ние судов, отсутствие регулярной и устойчивой связи. Достаточно вспомнить, что грузооборот первой Карской экспедиции составил более 24 тысяч тонн, то есть прак тически половину всего грузооборота за 45 предыдущих лет плаваний судов на линии Европа —устья сибирских рек. И что очень важно —эти перевозки осуществ лялись главным образом российскими транспортными судами и обеспечивались рос сийскими ледоколами. Добавим, что они выполнили свою главную миссию —факти чески спасли население Поморья и других северных областей от жестокого голода. Итак, можно констатировать, что, начиная с 1921 года, регулярное судоходство в период летних навигаций между портами Европейского Севера России и порто- пунктами на побережье Западной Сибири приняло практические формы. В после дующие годы оно становилось всё более активным, организованным и сравнитель но рентабельным для того времени. Можно с полным правом считать, что это было, выражаясь современным языком, начало арктического мореплавания в западном секторе Арктики, начало плавания по Северному морскому пути. Карские хлебные экспедиции проводились до 1930 года. Естественно, они расширялись, пополнялись сравнительно мощными по тем временам ледокольно-транспортными судами, такими, как «Г. Седов», «Малыгин», «Владимир Русанов», «А. Сибиряков» и другими. Кроме того, к проводке караванов уже активно подключались линейные ледоколы. Постепенно стало налаживаться гидрографическое и лоцманское обес печение. 130
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz