Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
будущий «Ф. Литке». В составе флотилии были также сравнительно новые и мощ ные ледокольные пароходы: «В. Русанов», «Г. Седов», «А. Сибиряков», «Соловей Будимирович» —будущий «Малыгин», «Таймыр», «Вайгач» и другие. Было не большое количество транспортных судов, принадлежавших частным компаниям и отдельным судовладельцам. На Балтике уже почти 20 лет в качестве портового ле докола успешно работал самый мощный в мире ледокол «Ермак». Однако сколько-нибудь активного развития российское арктическое торговое мореплавание тогда не получило. Естественно, было тому несколько причин. Пер вая и главная —вполне очевидна и объективна —Первая мировая война и связан ные с ней различные обстоятельства. А вторая причина, как сейчас говорят, —чело веческий фактор, ну а проще —откровенная растерянность и, соответственно, эле ментарная несостоятельность властных структур и, в частности, руководства морского ведомства. В итоге вся эта внушительная и мобильная флотилия, по крайней мере, в тече ние 4—5 лет, довольно пассивно отстаивалась в портах Белого моря. Главные командиры, непонятно почему, не решались «заглянуть» в Арктику восточнее Канина Носа. Точнее, пытались, но всё как-то довольно неудачно: то ледокольный пароход «Вайгач» утопили в Енисейском заливе, то транспортное судно «Соловей Будимирович» заслали в зимние тартарары так, что потом двумя ледоколами «вылавливали» уже в Карском море. Да, были в первые десятилетия прошлого XX века на Севере России и ледоколы, и приличные транспорты, профессиональ ные моряки тоже имелись, а вот активного, дееспособного арктического флота со здать не сумели. Не было главного —единого государственного подхода к вопросу организации торгового мореплавания по Северному морскому пути. Следует признать, что к двадцатым годам прошлого столетия азиатская часть Российского Севера была практически заброшена и влачила жалкое существова ние. На великих сибирских реках речного флота не было вовсе, за исключением нескольких колёсных пароходов да деревянных барж. Арктические моря и речные пути Сибири были изучены и обустроены крайне слабо. И районы морского пути от Таймыра до Чукотки тоже были освоены весьма поверхностно, практически оста ваясь пригодными разве что для плавания экспедиционных судов. Моряки пользо вались картами и пособиями для плавания, созданными во второй половине XIX века, а некоторые из них имели возраст 100 лет и более. Не было дельных описаний устьевых участков рек Оби и Енисея. Оставалось крайне неблагополучным поло жение с навигационным ограждением даже на главных, наиболее оживлённых, участках Северо-Восточного прохода. На всём протяжении трассы не было ни одного маяка. Однако проблемы, связанные с развитием, освоением и обустройством заполяр ных российских окраин, становились актуальнее и проявлялись всё острее. И вот после окончания Гражданской войны и ликвидации военной интервенции задачи развития арктического мореплавания получили довольно мощный, хотя и несколь ко неожиданный поворот. Специалисты-исследователи считали, что первопричиной этого «толчка» явил ся повсеместный голод, начавшийся еще в 1916 году в районах Беломорского побе режья, Кольского полуострова, да и всего Европейского Севера страны. И, начиная с 1920 года, российские суда сначала поодиночке, а затем и группами пошли к устьям великих сибирских рек Оби и Енисея... за хлебом. Новая власть с первых лет своего существования положила начало Карским хлебным экспедициям. Начала 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz