Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Маточкина Шара на Новой Земле —31 августа и Г. Л. Брусилов на «Святой Анне» из Югорского Шара в Карское море —10 сентября 1912 года, то есть, как минимум, с месячным опозданием. Для сравнения отметим, что в этих же числах сентября, правда, в разные годы, «Вега» Норденшельда 1 сентября 1878 года уже миновала мыс Челюскин и устремилась в море Лаптевых, а «Фрам» Нансена 10 сентября 1893 года прошел мыс Челюскин. Соответственно, они прошли за одну навига­ цию: первая —почти до Берингова пролива, а вторая —до Новосибирских островов (плыть далее на восток ему не требовалось). Задержки русских полярных экспеди­ ций с выходом в море в большинстве случаев приводили к трагическим, гибельным последствиям. Архангельская местная пресса в конце 1913 года начала проявлять (при актив­ ной поддержке общественности) беспокойство о необходимости организации спа­ сательных мероприятий. Ведь уже более года не было никаких известий о трёх полярных экспедициях: Брусилова, Седова и Русанова. Однако деньги на органи­ зацию спасательной экспедиции правительство выделило только зимой 1914 года. И тут снова сработал постылый российский стереотип: зачем «напрягаться» самим? —заграница нам поможет! На выделенные деньги купили в Норвегии по­ держанное промысловое судно и наняли норвежский экипаж. Дикие парадоксы — разыскивать и в случае необходимости спасать пропавшие русские полярные экспедиции отправилось иностранное судно с иностранным экипажем. Газета «Архангельск» в начале 1914 года гневно писала: «Может быть мы не знаем своих героев? Или они нам теперь не нужны? Неужели мы ждём, чтобы дру­ гая какая-нибудь нация побеспокоилась о судьбе нашей экспедиции и послала суд­ но на её поиски? Может быть мы докатимся и до этого позора?»1. Архангельские журналисты будто в воду глядели! Поисками пропавших русских полярных экспе­ диций в арктическую навигацию 1914 года действительно занялось норвежское суд­ но «Эклипс» во главе с норвежским капитаном Отто Свердрупом. Разумеется, нор­ вежцы никаких следов экспедиций не нашли и после зимовки у побережья Таймы­ ра летом 1915 года благополучно возвратились обратно. В это время уже шла Первая мировая война и было не до поисков и спасения отважных полярных исследовате­ лей, затерявшихся и погибших где-то в ледовых просторах Арктики. В Сибирь за хлебом... Карские экспедиции С тратегическое значение Северных регионов, в частности, Северо-Восточного прохода вдоль Сибирского побережья России, в начале XX века значительно возросло. И, соответственно, правительство было вынуждено принять некоторые меры, направленные на освоение транспортных путей, в первую очередь, от европей­ ских портов России в устья Оби и Енисея. С этой целью за границей были заказаны новые и куплены подержанные суда, в основном, ледокольно-транспортного класса. Наша страна к 1917 году имела на Севере солидное ледокольно-транспортное соединение, которое именовалось Флотилия Северного Ледовитого океана. В её состав входили мощные по тем временам ледоколы «Святогор» —будущий «Красин», «Пётр Великий», «Козьма Минин», «Князь Пожарский», ледорез «Канада» — 1Дмитрий Шпаро, Александр Шумилов. Капитан «Геркулеса». —М., 1992. —С. 139. 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz