Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
поддержки от правительства или других властных структур. Вот факты. При подготовке экспедиции А. Э. Норденшельда в 1878 году шведский король Оскар II возложил на правительство Швеции почти половину расходов на её снаряжение и сам возглавил совет по попечительству над экспедицией. А при подготовке экспе диции Седова к Северному плюсу Российский император во время аудиенции подарил её будущему начальнику икону, охотничье ружье и 10 тысяч рублей как частное лицо. Частные пожертвования на экспедицию составили менее 100 тысяч рублей, что было, мягко говоря, чрезвычайно скромно. У всех экспедиционных судов было бедственное положение с топливом —ост рая, хроническая нехватка угля. Когда «Святой Фока» в 1913 году перед второй зимовкой остановился в бухте Тихой, запасы угля практически кончались. В каче стве топлива использовали оставшуюся угольную пыль, пустые бочки, старые ка наты да шкуры морских зверей. Во время зимовки судовые помещения отапливали звериным салом и разобранными деревянными межкаютными переборками. Не лучше обстояли дела с топливом на яхте «Заря» Э. В. Толля и на «Святой Анне» у Г. Л. Брусилова. А перед выходом в плавание с Новой Земли на Восток у В. Руса нова на «Геркулесе» оставалось угля... 60 пудов —это 1 тонна! Крайне сложное положение было и с продовольствием. Нельзя считать даже минимально удовлет ворительным запас продовольствия, когда, по свидетельству Р. Л. Самойловича, на «Геркулесе» у Русанова перед выходом с Новой Земли на восток (с безусловной вероятностью зимовки во льдах Арктики) на борту были в запасе: «две—три бочки солёной трески, несколько бочек солонины и кое-какие консервы»1. А в случае возможной третьей зимовки «Святой Анны» в Ледовитом океане экипажу грозила неминуемая гибель от голода. Крайне скудные запасы продовольствия заставили Э. В. Толля и его спутников предпринять весьма рискованный и опасный поход осенью 1902 года с острова Беннетта на Новосибирские острова по молодому, нео крепшему льду. В результате все отважные исследователи погибли. Нельзя не учитывать и тот факт, что скудное и некачественное продовольствие на полярных зимовках —это неминуемая, гибельная цинга. Она была непремен ным, жестоким и безжалостным спутником больших и малых полярных экспеди ций с их зимовками на протяжении всего исторического периода открытия и освое ния Арктики. Эта страшная полярная «чума» унесла жизни тысяч славных морехо дов, исследователей, землепроходцев, промысловиков — беззаветных патриотов Севера. Специалисты-полярники всегда утверждали, что самое трудное для полярных экспедиций — их подготовка. Расчётливая, детально продуманная организация снаряжения экспедиций —главный залог их успешной деятельности и безопасности. В этой связи у автора данного повествования —участника первых Антарктических и высокоширотных арктических экспедиций —на всю жизнь остались исключи тельно приятные воспоминания о великолепном их снаряжении и обеспечении всем необходимым, в том числе и продовольствием. Большой проблемой для всех вышеуказанных экспедиций была непроститель ная потеря драгоценного в Арктике летнего навигационного времени в начале пла ваний. Словно по заказу все три полярные экспедиции вышли в море: Г. Я. Седов на «Святом Фоке» из Архангельска —27 августа, В. А. Русанов на «Геркулесе» из ' Дмитрий Шпаро, Александр Шумилов. Капитан «Геркулеса». —М., 1992. —С. 131. 127
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz