Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

Вторая важная причина неудач —неприспособ­ ленные, практически непригодные к полярным плаваниям суда. «С вятая Анна» построена в 1867 году —45 лет! Какие бы положительные отзы­ вы не приводились, а 45 лет для деревянного судна это запредельный возраст даже при плавании по чистой воде. «Святой Фока» Г. Я. Седова —старое зверобойное судно постройки 1870 года —42-летний ветеран, с предельно изношенным корпусом, не по­ лучивший даже минимально необходимого ремонта перед тяжёлым арктическим плаванием. А деревян­ ное моторно-парусное судно «Геркулес» экспедиции Русанова было изначально абсолютно не приспособ­ лено для полярных ледовых плаваний, тем более, с весьма вероятной зимовкой во льдах Арктики. Р. Л. Самойлович Участвовавший в плавании на этом судне на Шпицберген Р. Л. Самойлович —горный инженер, впоследствии известный советский полярный исследователь, руководитель несколь­ ких высокоширотных экспедиций позднее писал, что идти на «Геркулесе» во льды было просто безумием. Судно было рассчитано на размещение 8 моряков, а в плава­ нии были сначала 14, затем 11 человек. О мощности силовых установок на этих судах серьёзно говорить вообще неуместно —это машины в пределах 16—40 лоша­ диных сил. Для сравнения заметим, что суда шведской экспедиции Норденшельда и норвежских Нансена и Амундсена были построены специально под экспедиции, направлявшиеся в высокие арктические широты. У них для этого предусматрива­ лись специфичные округлые формы корпусов для «выдавливания» судна вверх при сильном ледовом сжатии. Большие трудности и проблемы были у всех руководителей экспедиций с под­ бором экипажей. Например, в экспедиции лейтенанта Г. Л. Брусилова большин­ ство членов экипажа характеризовались как «не моряки и не промышленники». Два—три матроса из военного флота тоже не имели ни малейшего опыта плавания в Арктике. Многим казалось, что эта экспедиция вообще не состоится. Естественно, что при таком положении дел через год, когда Брусилов, тоже тяжело больной, отстранил от должности единственного штурмана, обстановка на судне оказалась критической. И когда штурман принял решение уйти с судна, большинство членов команды последовали за ним. Примерно такое же положение сложилось и на экспедиционном судне В. А. Ру­ санова. В самый последний момент несколько моряков отказались от участия в пла­ вании, видно сочли его чрезмерно рискованным. С большим трудом подыскали так называемых «механиков». И всё это происходило непосредственно перед выходом судна в дальнее арктическое плавание. Не составляет в этом плане исключения и экипаж судна Г. Я. Седова «Святой мученик Фока». Достаточно сказать, что после гибели начальника полярную экспедицию возглавил... ветеринарный фельдшер Кушаков, а на борту был один судоводитель. Одной из важных причин постоянных неудач и трагических последствий рус­ ских полярных экспедиций начала XX века являлось их неудовлетворительное сна­ ряжение. Большинство экспедиций не получали финансовой, да и вообще никакой 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz