Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
никогда не видел это судно и одиннадцати отважных путешественников, находив шихся на его борту. Какой нравственный порыв или трагическая безысходность подвигли этого отважного и опытного полярного исследователя в такой явно безнадёжный ледо вый поход практически в конце арктической навигации так и осталось загадкой. Существовало много различных версий, суждений, предположений о судьбе экспе диции В. А. Русанова. На острове Геркулес и в шхерах Минина были найдены раз личные предметы, принадлежавшие членам экспедиции. Однако они не дали отве та на главные вопросы: где, когда и по какой причине погибли судно «Геркулес» и его экипаж. Бесспорным осталось одно: Владимир Александрович Русанов, его оча ровательная невеста Жюльетта Жан-Сосин и еще девять членов экипажа, а также и экспедиционное судно «Геркулес» погибли в ледовых арктических торосах или на обледенелых скалах побережья Таймыра, а возможно на каком-либо из необитае мых островов Карского моря. К сожалению, никаких попыток организовать поиски экспедиций Русанова и Брусилова в арктическую навигацию 1913 года предпринято не было. И только в 1914 году, то есть почти через два года, правительство отпустило деньги на органи зацию поисков пропавшей экспедиции. Да, медленно и необычайно трудно открывался Северо-Восточный проход — морской путь из Атлантического в Тихий океан. Проходили десятилетия, которые складывались в века, менялись поколения исследователей, но дерзновенно смелые поморы, промысловые ватаги, героические землепроходцы, полярные экспедиции (частные, компанейские, государственные, научные и коммерческие) упорно про двигались на восток. «Шли сюда за волей, за счастливой долью отчаянные русские сердца!» —повествует старинное северное сказание. И только они, самоотвержен ные русские мореходы, смогли открыть, «проторить» этот запредельно тяжкий путь вдоль всего побережья Сибири. И всё же, каковы основные причины крайне неудачных плаваний с трагически ми последствиями четырёх русских полярных экспедиций начала XX столетия: Э. В. Толля — на яхте «Заря» в 1900—1902 годах, Г. Л. Брусилова — на шхуне «Святая Анна», Г. Я. Седова —на шхуне «Святой мученик Фока» и В. А. Русанова — на моторно-парусном судне «Геркулес» в 1912,1913,1914 годах? По мнению совре менных моряков-профессионалов, капитанов дальнего плавания, десятилетиями работавших на ледокольно-транспортных судах в Арктике, основные причины неудач следующие. Первая объективная причина —чрезмерная ледовитость в Баренцевом и Кар ском морях в летние арктические навигации 1912—1913 годов. Так «Святой муче ник Фока» в сентябре был остановлен тяжёлыми арктическими льдами у западного побережья Новой Земли, которые вынудили Г. Я. Седова встать на зимовку в райо не острова Панкратьева. «Святая Анна» в то же время (5 сентября), сразу после выхода из Югорского Шара в Карское море попала в тяжёлые сплоченные льды и почти месяц добиралась до западного побережья Ямала, где окончательно вмёрзла в лёд. По мнению специалистов в летний период 1912 года на севере Баренцева и Карского морей господствовали продолжительные северные ветры, загонявшие ледовые массы в южные районы этих морей. Но, к сожалению, в то время не было даже элементарной информации о ледовой обстановке на путях плавания судов, а тем более каких-либо ледовых прогнозов. И моряки были вынуждены действовать, что называется, «вслепую», на авось. 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz