Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
лённые уловки по отношению к главному патрону —правительству, чтобы «пора деть» за государственные интересы своей Великой страны на её заброшенных окра инах. Что было —то было и, к сожалению, не раз и не два. По крайней мере, в исто рии исследований, изучения и обустройства Арктики подобные ситуации случались. Как бы там ни было, а геологическая экспедиция, возглавляемая В. Русановым на моторно-парусном судне «Геркулес», 9 июля 1912 года вышла из Екатеринин ской гавани на Мурмане и направилась на Шпицберген. В её состав входили 14 че ловек, в том числе: горный инженер Р. Л. Самойлович, зоолог 3. Ф. Сватош, океа нограф и капитан судна А. С. Кучин, судовой медик —невеста Русанова, студентка Сорбонны, француженка Жюльетта Жан, студент Семёнов и 8 моряков —членов команды. Морское плавание и геологические работы на Шпицбергене продолжа лись около полутора месяцев и прошли успешно. Экспедиция завершилась отлич ными результатами. Русанов сделал 28 заявок на разработки угля, собрал несколь ко редких коллекций, подробно ознакомился с некоторыми объектами горной про мышленности и составил карты месторождений каменного угля. В районе Шпицбергена был произведен большой морской гидрологический разрез. Экспе диция вела океанографические исследования в водах Шпицбергена, брали пробы морской воды, замеряли её температуру. Во всё время плавания проводились ме теорологические наблюдения. После завершения всех экспедиционных работ Русанов отправил с попутным пароходом на материк геолога Самойловича, зоолога Сватоша и моряка Попова. С ними он отослал все отчёты, научные материалы и различные документы по работе экспедиции, а также уведомил соответствующие власти о своих дальнейших наме рениях. 20 августа в Петербурге получили телеграмму, в которой сообщалось, что исследования на Шпицбергене закончены, поставлено 28 заявок. Собраны коллек ции. Обследована вся горная промышленность Шпицбергена. Экспедиция напра вилась на восток —к Земле Франца-Иосифа. Но попытки мореплавателей подойти к берегам ЗФИ не увенчались успехом. Плотный арктический лёд встал сплошной стеной на пути путешественников. А вскоре разразился жестокий шторм, отбросив ший небольшое парусное судно далеко к югу, на параллель Маточкина Шара. Кстати, добавим любопытную деталь. Этот тяжелый осенний шторм, разразив шийся на обширной территории Баренцева моря, жестоко «трепал» судно экспеди ции Г. Я. Седова «Святой Фока», направлявшееся из Архангельска к южному побе режью ЗФИ . В результате обе экспедиции вынуждены были укрыться от бури в бухтах западного побережья Новой Земли. Кстати, несколько позднее Г. Я. Седов вынужден был встать здесь на зимовку. После того осеннего шторма суда обеих эк спедиций были недалеко друг от друга, но Владимир Александрович Русанов и Ге оргий Яковлевич Седов были в неведении, что суровая арктическая судьба едва не привела их к еще одной, вероятно, последней встрече. Судовых радиостанций, которыми в то время пользовались уже многие иност ранные мореплаватели, у россиян, работавших в экстремальных арктических усло виях, не было. Такова была суровая действительность на флоте России. Кроме того, приходится с сожалением констатировать, что отдельные правители Великой Рос сийской империи, которая по меткому выражению профессора Д. И. Менделеева «...лежит у берегов Ледовитого океана», на протяжении нескольких веков относи лись к проблемам освоения и обустройства этих важнейших регионов довольно пас сивно, а порою и резко отрицательно. 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz