Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

лённые уловки по отношению к главному патрону —правительству, чтобы «пора­ деть» за государственные интересы своей Великой страны на её заброшенных окра­ инах. Что было —то было и, к сожалению, не раз и не два. По крайней мере, в исто­ рии исследований, изучения и обустройства Арктики подобные ситуации случались. Как бы там ни было, а геологическая экспедиция, возглавляемая В. Русановым на моторно-парусном судне «Геркулес», 9 июля 1912 года вышла из Екатеринин­ ской гавани на Мурмане и направилась на Шпицберген. В её состав входили 14 че­ ловек, в том числе: горный инженер Р. Л. Самойлович, зоолог 3. Ф. Сватош, океа­ нограф и капитан судна А. С. Кучин, судовой медик —невеста Русанова, студентка Сорбонны, француженка Жюльетта Жан, студент Семёнов и 8 моряков —членов команды. Морское плавание и геологические работы на Шпицбергене продолжа­ лись около полутора месяцев и прошли успешно. Экспедиция завершилась отлич­ ными результатами. Русанов сделал 28 заявок на разработки угля, собрал несколь­ ко редких коллекций, подробно ознакомился с некоторыми объектами горной про­ мышленности и составил карты месторождений каменного угля. В районе Шпицбергена был произведен большой морской гидрологический разрез. Экспе­ диция вела океанографические исследования в водах Шпицбергена, брали пробы морской воды, замеряли её температуру. Во всё время плавания проводились ме­ теорологические наблюдения. После завершения всех экспедиционных работ Русанов отправил с попутным пароходом на материк геолога Самойловича, зоолога Сватоша и моряка Попова. С ними он отослал все отчёты, научные материалы и различные документы по работе экспедиции, а также уведомил соответствующие власти о своих дальнейших наме­ рениях. 20 августа в Петербурге получили телеграмму, в которой сообщалось, что исследования на Шпицбергене закончены, поставлено 28 заявок. Собраны коллек­ ции. Обследована вся горная промышленность Шпицбергена. Экспедиция напра­ вилась на восток —к Земле Франца-Иосифа. Но попытки мореплавателей подойти к берегам ЗФИ не увенчались успехом. Плотный арктический лёд встал сплошной стеной на пути путешественников. А вскоре разразился жестокий шторм, отбросив­ ший небольшое парусное судно далеко к югу, на параллель Маточкина Шара. Кстати, добавим любопытную деталь. Этот тяжелый осенний шторм, разразив­ шийся на обширной территории Баренцева моря, жестоко «трепал» судно экспеди­ ции Г. Я. Седова «Святой Фока», направлявшееся из Архангельска к южному побе­ режью ЗФИ . В результате обе экспедиции вынуждены были укрыться от бури в бухтах западного побережья Новой Земли. Кстати, несколько позднее Г. Я. Седов вынужден был встать здесь на зимовку. После того осеннего шторма суда обеих эк­ спедиций были недалеко друг от друга, но Владимир Александрович Русанов и Ге­ оргий Яковлевич Седов были в неведении, что суровая арктическая судьба едва не привела их к еще одной, вероятно, последней встрече. Судовых радиостанций, которыми в то время пользовались уже многие иност­ ранные мореплаватели, у россиян, работавших в экстремальных арктических усло­ виях, не было. Такова была суровая действительность на флоте России. Кроме того, приходится с сожалением констатировать, что отдельные правители Великой Рос­ сийской империи, которая по меткому выражению профессора Д. И. Менделеева «...лежит у берегов Ледовитого океана», на протяжении нескольких веков относи­ лись к проблемам освоения и обустройства этих важнейших регионов довольно пас­ сивно, а порою и резко отрицательно. 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz