Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
Принимая во внимание всё вышеизложенное, можно уверенно предполагать, что шхуна «Святая Анна», как и её «коллеги» по дрейфу, избежала гибельных напо ров тяжелых полярных льдов и, обогнув с севера архипелаг Шпицберген, начала вместе с пленившей её ледовой массой «спускаться» на юго-запад. Таким образом, вполне вероятен вариант, что шхуна относительно благополучно продрейфовала к южной границе между полярными льдами и открытой водой. Не составляет боль шого труда хотя бы приблизительно определить время, когда это могло произойти. Расчёты показывали, что от меридиана Земли Франца-Иосифа до кромки пако вых льдов между Гренландией и Шпицбергеном к началу августа (это очень важ но!) норвежский «Фрам» дрейфовал приблизительно 8 месяцев, а «Георгий Седов» около 6 месяцев (он был заблаговременно встречен ледоколом «И. Сталин»). Дрейф «Святой Анны» почти тем же маршрутом мог продолжаться не менее 8—9 месяцев. Соответственно, есть все основания считать, что шхуну выносило на кромку льдов в южной части Гренландского моря в январе 1915 года, добавим —к несчастью, в самое неблагоприятное зимнее время. В разгар зимы кромка льдов здесь обычно значительно «спускается» к югу. Кроме того, в этом районе в зимний период, как правило, господствуют особенно жестокие штормы с исключительным волнением из-за «накладок» штормовых волн на тяжё лую зыбь, идущую с Северной Атлантики. А огромные обломки многолетних льдов, хаотично «кувыркаясь» на океанской зыби, представляют смертельную опасность для судов, оказавшихся в этом районе, особенно небольших размеров со слабыми деревянными корпусами. Как известно, ледовый дрейф «вынес» Нансеновский «Фрам» на кромку аркти ческих льдов между Гренландией и Шпицбергеном в самый благоприятный летний период в июне—июле, поэтому экипаж имел время и возможность подготовиться к выходу на чистую воду. Моряки под командой опытного полярного капитана Свер друпа не упустили эту благоприятную ситуацию и обеспечили необходимую готов ность судна к свободному плаванию, что и позволило им благополучно возвратить ся на родину в Норвегию. Они успешно завершили трудную и очень важную экспе дицию, не потеряв при этом ни одного человека. А вот капитану Брусилову, его судну и экипажу, как нам теперь представляет ся, арктическая природа такого великолепного шанса, к сожалению, не подарила. Тут, вероятно, всё или почти всё оказалось по-другому и... против них. Следует с сожалением признать, что после ухода с судна наиболее здоровых и жизнеспособ ных членов экипажа обстановка среди оставшихся едва ли стала более спокойной и оптимистичной. Поэтому можно с определённой долей уверенности предположить, каков был финал экспедиции. Сравнительно благополучно продрейфовав от меридиана Земли Франца-Иоси фа на запад —юго-запад приблизительно 9 месяцев, шхуна в начале 1915 года была вынесена на кромку льдов между Гренландией и Шпицбергеном. Но предельно ос лабленные физически и измученные психологически люди, более двух лет ютив шиеся на беспомощном судне в бескрайних ледовых просторах Арктики, если еще и были живы, уже не могли управляться с явно не готовым к активному плаванию судном. Да и управлять реально было нечем. Не было угля и, соответственно, невозмож но использовать паровую машину (можно понять, в каком состоянии она была пос ле более чем двухлетнего бездействия.). А для восстановления, хотя бы частично, 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz