Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

каюте второго штурмана. Правда, Валериан Иванович обитал там где-то в 1915—1917 годах, а ваш покорный слуга спустя около 40 лет —в 1953—1955 и в 1958-м. Да, бывает иногда так, что воспоминания будоражат до трепетного волне­ ния —какие только чудеса не случаются в нашей неприкаянной моряцкой судьбе! Но мы опять немного отвлеклись. А шхуна «Святая Анна» с тринадцатью оставшимися на ней членами экипажа во главе с капитаном Брусиловым пропала бесследно, возможно, в арктических льдах, а вероятнее всего, в открытом штормовом море. По крайней мере, их больше никто никогда не видел. Но почему-то у многих сложилось такое мнение, что шхуна и оставшиеся на ней моряки погибли почти сразу же после ухода с борта группы Альбанова. Отнюдь нет, уважаемый читатель. Мы имеем намерение высказать своё мнение по этому печальному предмету, опираясь на собственный опыт плаваний в высоких широтах Арктики, в том числе и там, где проходил ледовый дрейф много­ страдальной и таинственной арктической пленницы «Святой Анны». Итак, очевидно, что после ухода штурмана Альбанова со своими спутниками к Земле Франца-Иосифа вмёрзшая в гигантское ледяное поле шхуна находилась в координатах: широта 82 градуса 58 минут и долгота 60 градусов 45 минут и продол­ жала дрейфовать в западном направлении. Это, вероятно, был тот же путь, которым несло в ледовом дрейфе Нансеновский «Фрам» в 1895 году, а позднее и наш ледо­ кольный пароход «Теорий Седов» —это уже в 1938—1939 годах. Известно, что в условиях продолжительного ледового дрейфа под корпусами судов, находящихся в относительной неподвижности, постепенно образуются зна­ чительные ледовые «чаши», в которых оказываются дрейфующие суда. Поясним, что в процессе дрейфа такая «подушка» полезна —она значительно защищает кор­ пус судна от напора льдов при сжатиях. Но перед выходом на чистую воду от неё следует обязательно освободиться, иначе, оказавшись на свободной воде с таким «поддоном», судно может потерять остойчивость и опрокинуться вверх килём. По свидетельству моряков норвежского «Фрама» положение судна в его ледя­ ном ложе последнее время беспокоило полярников, и по мере того, как дрейф на запад продолжался, они начали обдумывать способы, как освободить судно ото льда. Наконец, капитан О. Свердруп решился взорвать лёд вокруг корабля. Моряки бу­ рили отверстия, закладывали фугасы и производили взрывы, в результате которых ледяное ложе разрушилось. Это происходило в летний период. А вот «Георгия Седова» от подобной ледяной «подушки» уже перед выходом на кромку активно освобождал встречавший его новый мощный по тем временам линейный ледокол «И. Сталин». Вероятно, не избежала подобного обмерзания и «Святая Анна». Вок­ руг её корпуса тоже должна была образоваться солидная ледовая «чаша», значи­ тельно защищавшая корпус от напора льдов во время дрейфа. Но для разрушения её перед выходом на свободную воду на шхуне, к сожалению, не было взрывчатки. И еще одно немаловажное обстоятельство в пользу продолжения дрейфа «Святой Анны». Согласно многократным наблюдениям в центральном Арктиче­ ском бассейне после прохода меридиана Земли Франца-Иосифа в западном направ­ лении поведение ледовых массивов, выходящих на большой «оперативный» про­ стор, становится, как правило, более спокойным. Это вполне логично —здесь на пути ледовых масс уже не встают большие участки суши. Дрейф льдов становится сравнительно определённым по направлению и менее подвержен разрушительным сжатиям и торошениям. 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz