Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
каюте второго штурмана. Правда, Валериан Иванович обитал там где-то в 1915—1917 годах, а ваш покорный слуга спустя около 40 лет —в 1953—1955 и в 1958-м. Да, бывает иногда так, что воспоминания будоражат до трепетного волне ния —какие только чудеса не случаются в нашей неприкаянной моряцкой судьбе! Но мы опять немного отвлеклись. А шхуна «Святая Анна» с тринадцатью оставшимися на ней членами экипажа во главе с капитаном Брусиловым пропала бесследно, возможно, в арктических льдах, а вероятнее всего, в открытом штормовом море. По крайней мере, их больше никто никогда не видел. Но почему-то у многих сложилось такое мнение, что шхуна и оставшиеся на ней моряки погибли почти сразу же после ухода с борта группы Альбанова. Отнюдь нет, уважаемый читатель. Мы имеем намерение высказать своё мнение по этому печальному предмету, опираясь на собственный опыт плаваний в высоких широтах Арктики, в том числе и там, где проходил ледовый дрейф много страдальной и таинственной арктической пленницы «Святой Анны». Итак, очевидно, что после ухода штурмана Альбанова со своими спутниками к Земле Франца-Иосифа вмёрзшая в гигантское ледяное поле шхуна находилась в координатах: широта 82 градуса 58 минут и долгота 60 градусов 45 минут и продол жала дрейфовать в западном направлении. Это, вероятно, был тот же путь, которым несло в ледовом дрейфе Нансеновский «Фрам» в 1895 году, а позднее и наш ледо кольный пароход «Теорий Седов» —это уже в 1938—1939 годах. Известно, что в условиях продолжительного ледового дрейфа под корпусами судов, находящихся в относительной неподвижности, постепенно образуются зна чительные ледовые «чаши», в которых оказываются дрейфующие суда. Поясним, что в процессе дрейфа такая «подушка» полезна —она значительно защищает кор пус судна от напора льдов при сжатиях. Но перед выходом на чистую воду от неё следует обязательно освободиться, иначе, оказавшись на свободной воде с таким «поддоном», судно может потерять остойчивость и опрокинуться вверх килём. По свидетельству моряков норвежского «Фрама» положение судна в его ледя ном ложе последнее время беспокоило полярников, и по мере того, как дрейф на запад продолжался, они начали обдумывать способы, как освободить судно ото льда. Наконец, капитан О. Свердруп решился взорвать лёд вокруг корабля. Моряки бу рили отверстия, закладывали фугасы и производили взрывы, в результате которых ледяное ложе разрушилось. Это происходило в летний период. А вот «Георгия Седова» от подобной ледяной «подушки» уже перед выходом на кромку активно освобождал встречавший его новый мощный по тем временам линейный ледокол «И. Сталин». Вероятно, не избежала подобного обмерзания и «Святая Анна». Вок руг её корпуса тоже должна была образоваться солидная ледовая «чаша», значи тельно защищавшая корпус от напора льдов во время дрейфа. Но для разрушения её перед выходом на свободную воду на шхуне, к сожалению, не было взрывчатки. И еще одно немаловажное обстоятельство в пользу продолжения дрейфа «Святой Анны». Согласно многократным наблюдениям в центральном Арктиче ском бассейне после прохода меридиана Земли Франца-Иосифа в западном направ лении поведение ледовых массивов, выходящих на большой «оперативный» про стор, становится, как правило, более спокойным. Это вполне логично —здесь на пути ледовых масс уже не встают большие участки суши. Дрейф льдов становится сравнительно определённым по направлению и менее подвержен разрушительным сжатиям и торошениям. 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz