Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

с обоюдного согласия, две штурманские вахты: первую правил сам, а вторую — Альбанов. Исполнять обязанности судового медика согласилась, а если точнее, то настойчиво вызвалась, медицинская сестра Ерминия Александровна Жданко. Вза­ мен «сбежавших» нескольких матросов на судно пригласили архангельских помо- ров-промышленников, оказавшихся не у дел в посёлке, где стояло судно. Таким об­ разом, кое-как укомплектовав экипаж отнюдь не профессионалами и даже не в полном составе, необходимом для арктического плавания, Брусилов отправился в далёкий, трудный и, что греха таить, рискованный путь. 10 сентября 1912 года «Святая Анна» покинула Александровск, а через несколько дней вошла в пролив Югорский Шар. По информации капитанов судов, стоявших в проливе, ледовая обстановка в Карском море была довольно сложная. Однако после короткой стоянки Брусилов решительно повёл «Святую Анну» далее на восток, но спустя несколько дней в Кар­ ском море встретил сплоченные льды. С большим трудом, почти через месяц, судно приблизилось к западному побережью полуострова Ямал. А в середине октября, примерно в 20 километрах севернее мыса Харасавей, «Святая Анна» несколько нео­ жиданно вмёрзла в молодой, но быстро нарастающий лёд, из жёстких тисков кото­ рого ей уже не суждено было освободиться. Тут лейтенанту Брусилову, его судну и экипажу фатально не повезло. В ноябре сильным штормом ледяное поле вместе с вмёрзшей в него шхуной оторвало от берегового неподвижного припая и понесло в ледовом дрейфе на север. Поначалу моряки не придали этому событию особого значения, скорее, даже посчитали, что их несёт правильно, ближе к острову Белый, который предстояло обходить севернее. Только много позднее они с огорчением поняли, какая грозная опасность подстерегала их. Если бы им удалось перезимовать в неподвижном ледо­ вом припае у побережья Ямала, то предстоящей весной после разрушения ледовых полей экспедиция могла успешно продолжить плавание на восток. У них была бы впереди целая арктическая навигация. Но... случилось непоправимое. Скорость ле­ дового дрейфа постепенно увеличивалась, и к лету 1913 года судно вынесло уже на большие глубины северо-восточнее Новой Земли. «Святая Анна» попала в одну из ветвей арктического течения. Моряки изо всех сил старались освободить судно из ледового плена. Они пытались даже пропилить во льдах канал, однако преодолеть ледовую преграду не смогли. На судне, к сожале­ нию, не оказалось хотя бы немного взрывчатки, которой в те времена впрок запаса­ лись наиболее опытные мореходы; В эту летнюю пору шхуна находилась совсем недалеко от кромки ледовых полей. Невдалеке, в западном направлении, время от времени появлялись полосы открытой воды —полыньи, но освободиться из «объя­ тий» ледового поля, в которое судно вмёрзло, в течение летней навигации так и не удалось. Тут надобно заметить, что определённую негативную роль сыграли и при­ родные явления. Помимо неблагоприятно развивавшихся общих циклонических завихрений в северо-восточном направлении, активное влияние оказали геоцент­ рические процессы, так называемые «силы Кариолиса», которые ограничивали сме­ щение ледовых масс к западу, а точнее, увлекали их далее к северо-востоку вместе с вмёрзшим в лёд судном. Итак, ледовый дрейф на север продолжался, и к концу полярного лета 1913 года стало ясно, что необходимо готовиться ко второй зимовке. Становилось 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz