Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
дили очень важные наблюдения по геологии, метео рологии, выполнили гидрографические описания южного побережья совершенно незнакомого огром ного архипелага Земля Франца-Иосифа. Правда, когда экспедиция возвратилась на Родину, уже на чалась Первая мировая война, и приход полярной экспедиции не привлек должного внимания. Отваж ных путешественников, два года скитавшихся в да лёких арктических странах, встречали представите ли морского ведомства да несколько учёных —пат риотов исследований Арктики. Тут уже сработал традиционный стереотип: нет победы открытий — нет и активной, положительной реакции прессы и, соответственно, общественности. Одновременно с подготовкой в Архангельске экспедиции к Северному полюсу под руководством Г. Я. Седова в Санкт-Петербурге снаряжалась другая полярная экспедиция. Руководитель экспедиции Георгий Львович Бруси лов —морской офицер, участник Гидрографической экспедиции Северного Ледо витого океана на «Вайгаче» в 1910—1911 годах, выступил с проектом организации сквозного плавания в Тихий океан, но получил отказ в правительственных кругах. Тогда он решил осуществить поход по Северному морскому пути с запада на восток самостоятельно. Экспедиция снаряжалась на частные средства созданного для этой цели акционерного зверобойного общества. Брусилов предполагал для покрытия расходов на экспедицию заниматься в пути добычей в полярных водах: тюленей, моржей, белух, белых медведей —благо эти богатства Северного океана в то время были еще почти не тронуты. Получив в военном ведомстве продолжительный отпуск на время экспедиции, Георгий Львович купил в Англии подходящее для плавания судно — старую (ко времени покупки—45 лет), но довольно крепкую и, что немаловажно, специаль но предназначенную для плаваний во льдах парусно-моторную шхуну. По своим техническим данным шхуна вполне удовлетворяла требованиям безопасного пла вания. Она имела следующие размеры: длина —45 метров, ширина —около 8 мет ров, осадка —3,5 метра, водоизмещение —около 1000 тонн. Старая маломощная паровая машина была заменена новой, более сильной и надёжной. После покупки и прибытия в Петербург судно получило новое название —«Святая Анна», по имени А. Н. Брусиловой, родственницы будущего капитана судна, которая отпустила 90 тысяч рублей личных средств на снаряжение экспедиции. 28 июля (10 августа по новому стилю) 1912 года «Святая Анна» под командой лейтенанта Брусилова, имея запасы продовольствия и необходимого снаряжения на полтора года, вышла из Петербурга на Север. Началось плавание, о котором бу дут спорить, раздумывать, предполагать не одно поколение моряков, исследовате лей, учёных и... никогда не получат однозначного ответа на главный вопрос —что стало с этими отважными и несчастными людьми? Где нашла свой конец легендар ная шхуна «Святая Анна»? Но всё это будет потом... А пока в августе 1912-го моряки, обогнув Скандина вию, зашли в Александровск на Мурмане. Здесь предстояло получить дополнительно 113
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz