Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

А. Колчак, Б. Давыдов, Н. Евгенов, Г. Брусилов, А. Лавров, К. Неупокоев, корабель­ ный врач Л. Старокадомский и многие другие. В заключение приходится с сожале­ нием добавить, что большая часть документов, журналы экспедиционных судов погибли в период Гражданской войны. Вместе с тем, мы —россияне —упустили тогда еще один великолепный шанс продвинуть, по крайней мере, лет на двадцать вперёд начало превращения Север­ ного морского пути в нормально действующую транспортную магистраль. Кажет­ ся, чего проще было предпринять некоторые вовсе не «судьбоносные» инициативы для продолжения программы в тот период. Ледокольные суда экспедиции, прибыв­ шие в Архангельск в сентябре 1915 года, естественно, нуждались в серьёзном ремонте. Но в чём проблемы, господа? Поставьте их в ремонтный завод в Соломбале и в течение зимней межнавигационной паузы основательно осмотрите и отремонтируй­ те. В это же время можно подготовиться к предстоящему походу. Архангельск в те времена имел богатый опыт и был солидной базой по организации и снаряжению полярных экспедиций. Оставалось частично обновить состав экспедиции, благо опытными моряками Архангельск славился испокон веков. И не составляло ника­ кого труда в навигацию 1916 года повторить поход уже из Архангельска по знако­ мой трассе Северного морского пути во Владивосток за одну навигацию. Кстати, по некоторым сведениям, ледовая обстановка в Арктике, по крайней мере в западной её части, в те годы была довольно благоприятна. Однако, как всегда: где-то что-то не сработало. Впрочем, понятно. Традицион­ ная манера —не делать вовремя то, что нужно делать! Шла Первая мировая война, и на Севере, впрочем, как и в других округах России, было не до ремонтов и экспе­ диций —царил военно-революционный хаос и неразбериха (ещё один серьёзный повод... митинговать, а не заниматься делами). А через три года морская судьбина жестоко «развела» дальнейшие пути двух заслуженных арктических кораблей. В июле 1918 года по поручению «союзного командования и временного прави­ тельства Севера России» была снаряжена и отправлена в Карское море новая Гид­ рографическая экспедиция под командованием Б. А. Вилькицкого. Официально в её задачи входило проведение гидрографических работ в Карском море и прибреж- но-устьевых участках сибирских рек. Однако наспех снаряженная и неудовлетво­ рительно укомплектованная экспедиция полностью провалилась. При плавании в Енисейском заливе один из ведущих кораблей экспедиции «Вайгач» налетел на ка­ менистую банку и погиб. А его собрат и соратник по многим походам в Арктике «Таймыр» безрезультатно вернулся в Архангельск. А когда во второй половине 20-х годов, после завершения военно-революцион- ного лихолетья, в Арктике возобновились и постепенно активизировались научно- исследовательские и гидрографические работы, ветеран полярных плаваний ледо­ кольный пароход «Таймыр» в течение почти двух десятилетий принимал активное участие в экспедиционных плаваниях в наиболее труднодоступные районы аркти­ ческих морей. Особенно успешной была Полярная гидрографическая экспедиция па «Таймыре» в 1932 году. Её возглавлял известный исследователь Арктики, учас­ тник Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1911—1915 годах, военный гидрограф А. М. Лавров. Но это уже другая, очень важная и интересная тема —исследование высоких арктических широт в довоенный период. 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz