Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
Земли Санникова. А после встречи в проливе Вилькицкого у мыса Челюскин им надлежало описать южный берег Северной Земли, точнее, все берега вновь обре тённого пролива. Тут, вероятно, следует заметить, что гидрографы, увлечённые исследовательскими порывами и описными работами новых земель, уделили из лишне много времени этим занятиям и припоздали с выходом в западный сектор Арктики —поближе к новоземельским проливам. В результате случилось то, что должно было случиться. Зимние непогоды на западном участке арктической трассы в том году наступили довольно рано, в пер вой декаде сентября. И суда экспедиции вмёрзли в молодые, но уже прочные льды в районе архипелага Норденшельда. Задача пройти Северный морской путь в одну навигацию, казавшуюся уже почти осуществлённой, вдруг провалилась и ожидала своего решения еще почти 20 лет —до 1932 года. «Таймыр» и «Вайгач» были очень близки и технически совершенно готовы к выполнению желанной цели в ту навига цию —выходу на чистую воду в юго-западной части Карского моря. Но несколько неоправданные задержки в проливе Вилькицкого с описью южного побережья но- вообретённой Земли Императора Николая II неожиданно привели экспедицию к вынужденной и неоправданной зимовке в Арктике. В половине сентября 1914 года недалеко от западного берега полуострова Тай мыр началась зимовка и, надобно заметить, что проходила она довольно трудно. Среди моряков начались болезни, чаще цинга. Правда, судовые врачи, как могли, боролись с различными недугами, но два участника экспедиции умерли —это лей тенант Александр Жохов и кочегар Иван Ладоничев. Оба похоронены на берегу Таймыра у мыса Могильный. Спустя почти 9 месяцев, в конце июня 1915 года, па роходы «Таймыр» и «Вайгач» освободились от зимних льдов и продолжили плава ние на запад. Научные сотрудники экспедиции провели еще ряд гидрографических работ в Карском море. 3 сентября 1915 года «Таймыр» и «Вайгач» прибыли в Архангельск, завершив с одной зимовкой первый поход по трассе Северного морского пути с Дальнего Вос тока в Белое море. Встреча отважных мореплавателей-дальневосточников в столи це поморского края —Архангельске была исключительно многолюдной, восторжен ной и сердечной. Жители старинного моряцкого города знали цену этим беспри мерным плаваниям в суровых арктических морях и по достоинству оценивали трудовые подвиги своих коллег —полярных мореплавателей. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана завершила свою работу. Результаты её исследований были обширны и, безусловно, ценны. Участ ники экспедиции выполнили инструментальную съёмку всего южного побережья Северного Ледовитого океана от Берингова пролива до западного побережья полу острова Таймыр и соединили её с аналогичной описью экспедиции Эдуарда Толля. Теперь Гидрографический департамент Российского морского ведомства мог уве ренно утверждать, что вся морская трасса Северо-Восточного прохода пройдена русскими гидрографами. Весь этот гигантский морской путь получил научное опи сание и возможность создать первые современные навигационные карты. Участники экспедиция выполнили большие программы метеорологических, гидрологических и ледовых наблюдений. За шесть лет работы на судах прошли за мечательную школу арктических плаваний многие офицеры-гидрографы —участ ники и руководители последующих крупных полярных экспедиций. В их числе: 106
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz