Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
полярных морях, а также неизученность навигационно-гидрографических условий на пути следования. Руководители экспедиции не решились рисковать новыми судами, не испытанными во льдах. С точки зрения нынешних понятий хорошей морской практики это решение следует считать вполне разумным. Путь на Дальний Восток оказался очень продолжительным и нелёгким. Случа лись различные поломки механизмов и систем, соответственно, непредусмотрен ные заходы в иностранные порты, нередко сопровождавшиеся продолжительными стоянками. Уже в начальный период перехода, в связи с аварией судовых котлов, капитан «Таймыра» Матисен был снят с должности и отозван в Петербург. После изнурительного плавания, продолжавшегося более восьми месяцев, 3 июля 1910 года «Таймыр» и «Вайгач» прибыли, наконец, в порт предстоящего базирова ния судов — Владивосток. Здесь руководство экспедицией принял полковник корпуса флотских штурманов И. С. Сергеев, а в командование «Таймыром» вступил Б. В. Давыдов. Первое пробное плавание из Владивостока на север было непродолжительным. Корабли зашли в Петропавловск-Камчатский и в бухту Провидение. Затем экспедиция, пройдя Берингов пролив, двинулась с описью Чукотского побережья на запад, но, встретив плотный лёд, повернула обратно. Во второй половине октября суда прибыли во Владивосток. Первое плавание экспеди ции в 1910 году закончилось. Результаты этого похода были скромными. Но тут следует учесть начальный, организационный, период в деятельности экспедиции, поэтому никаких претензий со стороны Главного гидрографического управления к мореплавателям не предъявлялось. Было сделано главное —положено начало изу чению трассы будущего Северного морского пути. И началась подготовка к кампании 1911 года. Одним из негативных факторов в работе экспедиции были частые, порою не очень оправданные смены старших руко водителей и капитанов судов. Вот и теперь, в разгар подготовки судна к следующей, безусловно, важной арктической навигации по требованию Главного морского штаба был отозван в Петербург капитан «Вайгача» А. Колчак —опытный полярник, за служенный гидрограф с богатой практикой плавания во льдах. Его сменил лейте нант Н. Гелыперт —тоже, вероятно, достойный офицер, но не работавший в Аркти ке. Впрочем, он также оказался временным командиром. Полномасштабные гидрографические работы этой экспедиции в морях Север ного Ледовитого океана продолжались в течение пяти арктических навигаций с 1911 по 1915 годы. За этот период был выполнен большой объём научно-исследова тельских работ. Участниками экспедиции было произведено описание многих необследованных участков побережья Восточной Сибири, в частности: северного побережья Чукотки, окрестностей устья Колымы, острова Врангеля, на котором, кстати, был поднят русский флаг, частично Новосибирских и Медвежьих островов. В навигацию 1912 года суда экспедиции побывали в бухте Тикси и провели важные гидрографические работы на всём восточном участке или, как мы определили бы теперь, в восточном секторе Арктики — от Берингова пролива до меридиана (125 градусов восточной долготы) устья реки Лены. Это, безусловно, было большое научное достижение экспедиции. Тут надобно отметить и тот факт, что помимо соб ственно гидрографических работ, участники экспедиции вели различные научные исследования —гидрометеорологические, магнитные, наблюдения за течениями, а также за состоянием и динамикой морских льдов. Наиболее напряжённая и трудная работа ожидала участников экспедиции в навигацию 1913 года. Предстояло описать один из самых сложных и труднодоступ- 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz