Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.

И «Ермак» 22 августа двинулся на севср к дрейфующим судам. За 82-й парал­ лелью северной широты кончились навигационные карты. На этих широтах кар­ тографы никогда не работали. Научный сотрудник, находившийся на борту ледо­ кола, вычертил на чистом бланке первые данные будущей морской карты. Путь к дрейфующим судам был неимоверно труден. Не было элементарной ледовой раз­ ведки и хотя бы какой-то информации о льдах на предстоящем пути ледокола. Шесть суток на пределе мощности машин бился ледокол с многолетними паковыми льда­ ми и, наконец, 28 августа подошел к дрейфующим судам. Началась передача угля, продовольствия, зимовщики получали почту, посылки. После завершения передаточных операций караван двинулся на юг. Однако плавание вскоре затормозилось. В самом начале проводки пароходов по одному при ударе о тяжелую многолетнюю льдину у ледокола обломился правый винт вместе с концом гребного вала. «Ермак» потерял значительную часть своей мощности, и на­ чались проблемы с управляемостью. Кроме того, «Седов» с повреждённым руле­ вым устройством не смог двигаться самостоятельно. Связались с Москвой и полу­ чили соответствующие рекомендации. Капитаны на кратком совещании приняли решение оставить пароход «Г. Седов» во льдах для продолжения дрейфа, превра­ тив его в некую плавучую научно-исследовательскую станцию. Ледокол совершил околку «Седова», создав вокруг корпуса судна ледовую подушку для предохране­ ния от напора тяжелых льдин при неизбежных будущих сжатиях. Завершив все необходимые мероприятия, связанные с оставлением «Г. Седова» в ледовом дрейфе, «Ермак» повёл «Садко» и «Малыгин» на юг, к открытой воде. А спустя два дня —новое несчастье. При околке застрявшего парохода ледокол по­ пытался разрушить вставшую на пути огромную многолетнюю сморозь и... обло­ мал левый винт. Положение становилось крайне опасным —у ледокола остался один центральный винт, а мощность теперь почти уравнялась с мощностями следующих за ним пароходов. И всё же «Ермак» самоотверженно, с огромным трудом, но про­ должал прокладывать канал в сплошных многолетних льдах и милю за милей про­ двигал своих подопечных к открытой воде. Тут следует отдать должное и экипажам следующих за ледоколом транспортов. Капитаны Н. И. Хромцов на «Садко» и Н. В. Корельский на «Малыгине», понимая техническое состояние флагмана, при­ лагали все возможные усилия для самостоятельного следования по каналу, а иног­ да и помогали «Ермаку» разрушать встречные ледовые торосы. Долгим и трудным был этот поход. Наконец, караван подошел к кромке аркти­ ческих льдов, где их ожидали ледорез «Ф. Литке» и теплоход «Моссовет» с грузом угля. Закончив бункеровку, ледокольные пароходы самостоятельно двинулись на запад. Ледокол «Ермак» в этом сверхсложном рейсе установил новый мировой ре­ корд свободного плавания во льдах, достигнув 83 градуса 5 минут северной широ­ ты. До Северного полюса оставалось всего 415 миль. Ни один корабль не заходил ранее до этой широты собственным ходом. Здесь, в Арктике, в сентябре 1938 года «Ермак» встретился с вновь построен­ ным ледоколом «И. Сталин». Это был представитель нового поколения линейных ледоколов, построенных на отечественных верфях. Новый флагман ледокольного флота имел намерение попытаться пройти к дрейфующему «Г. Седову» и вывести его из ледового плена. Попутно командование ледокола намеревалось провести пол­ номасштабные ледовые испытания ледокола в арктических льдах. Но выполнить поставленную задачу не удалось. «Седова» уносило всё далее на север, и льды на пути к нему оказались непроходимыми даже для нового, мощного ледокола. 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz