Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
И «Ермак» 22 августа двинулся на севср к дрейфующим судам. За 82-й парал лелью северной широты кончились навигационные карты. На этих широтах кар тографы никогда не работали. Научный сотрудник, находившийся на борту ледо кола, вычертил на чистом бланке первые данные будущей морской карты. Путь к дрейфующим судам был неимоверно труден. Не было элементарной ледовой раз ведки и хотя бы какой-то информации о льдах на предстоящем пути ледокола. Шесть суток на пределе мощности машин бился ледокол с многолетними паковыми льда ми и, наконец, 28 августа подошел к дрейфующим судам. Началась передача угля, продовольствия, зимовщики получали почту, посылки. После завершения передаточных операций караван двинулся на юг. Однако плавание вскоре затормозилось. В самом начале проводки пароходов по одному при ударе о тяжелую многолетнюю льдину у ледокола обломился правый винт вместе с концом гребного вала. «Ермак» потерял значительную часть своей мощности, и на чались проблемы с управляемостью. Кроме того, «Седов» с повреждённым руле вым устройством не смог двигаться самостоятельно. Связались с Москвой и полу чили соответствующие рекомендации. Капитаны на кратком совещании приняли решение оставить пароход «Г. Седов» во льдах для продолжения дрейфа, превра тив его в некую плавучую научно-исследовательскую станцию. Ледокол совершил околку «Седова», создав вокруг корпуса судна ледовую подушку для предохране ния от напора тяжелых льдин при неизбежных будущих сжатиях. Завершив все необходимые мероприятия, связанные с оставлением «Г. Седова» в ледовом дрейфе, «Ермак» повёл «Садко» и «Малыгин» на юг, к открытой воде. А спустя два дня —новое несчастье. При околке застрявшего парохода ледокол по пытался разрушить вставшую на пути огромную многолетнюю сморозь и... обло мал левый винт. Положение становилось крайне опасным —у ледокола остался один центральный винт, а мощность теперь почти уравнялась с мощностями следующих за ним пароходов. И всё же «Ермак» самоотверженно, с огромным трудом, но про должал прокладывать канал в сплошных многолетних льдах и милю за милей про двигал своих подопечных к открытой воде. Тут следует отдать должное и экипажам следующих за ледоколом транспортов. Капитаны Н. И. Хромцов на «Садко» и Н. В. Корельский на «Малыгине», понимая техническое состояние флагмана, при лагали все возможные усилия для самостоятельного следования по каналу, а иног да и помогали «Ермаку» разрушать встречные ледовые торосы. Долгим и трудным был этот поход. Наконец, караван подошел к кромке аркти ческих льдов, где их ожидали ледорез «Ф. Литке» и теплоход «Моссовет» с грузом угля. Закончив бункеровку, ледокольные пароходы самостоятельно двинулись на запад. Ледокол «Ермак» в этом сверхсложном рейсе установил новый мировой ре корд свободного плавания во льдах, достигнув 83 градуса 5 минут северной широ ты. До Северного полюса оставалось всего 415 миль. Ни один корабль не заходил ранее до этой широты собственным ходом. Здесь, в Арктике, в сентябре 1938 года «Ермак» встретился с вновь построен ным ледоколом «И. Сталин». Это был представитель нового поколения линейных ледоколов, построенных на отечественных верфях. Новый флагман ледокольного флота имел намерение попытаться пройти к дрейфующему «Г. Седову» и вывести его из ледового плена. Попутно командование ледокола намеревалось провести пол номасштабные ледовые испытания ледокола в арктических льдах. Но выполнить поставленную задачу не удалось. «Седова» уносило всё далее на север, и льды на пути к нему оказались непроходимыми даже для нового, мощного ледокола. 99
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz