Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
что своим главным фасадом она выходит на Ледовитый океан и освоить этот край —дело огромной экономической и политической важности, наконец, дело чести нации!... ни одна страна в мире не заинтересована в ледоколах столько, сколь ко Россия...». Что касается истории «Ермака», то она со временем получила достойное про должение и яркое развитие. В 1932 году решением правительства было образовано Главное управление Северного морского пути. А 20 июня 1934 года в состав ледо кольного флота был передан и ледокол «Ермак». После 29-летнего вынужденного перерыва могучий полярный ледокол (уже в возрасте 35 лет) впервые вошел в Карское море, на просторы Арктики! Здесь начался новый, особый путь славного «Ермака». Он продолжался ещё почти 30 лет. Уже никто точно не скажет —сколько десятков тысяч ледовых миль осталось за кормой первого арктического флагмана, сколько десятков транспортных судов спас, буквально «выдёргивая» то из одного, то из другого «ледового мешка» или из мёртвой хватки арктических торосов, а то и снимая порой суда с каменистых банок, ещё не обнаруженных и не нанесённых гидрографами на штурманские карты. Экстремальная ледовая обстановка сложилась в Арктике в навигацию 1937 года. В нескольких динамично сложных ледовых районах зазимовали все ледоколы и более 20 транспортных судов. И только «Ермаку» удалось тогда с караваном транс портов пробиться через льды пролива Вилькицкого и уйти на запад. После чего он вывел из льдов Енисейского залива 6 испанских судов, следовавших с лесом из Игар ки. Ледокол провёл их в Диксонскую гавань и обустроил на зимовку. А в следую щую навигацию «Ермак» вписал новые яркие страницы в свою арктическую био графию. Уже 11 февраля 1938 года он вышел на север для снятия с дрейфующей льдины четвёрки папанинцев. Правда, эта ледовая операция была успешно выпол нена мурманскими ледокольными судами: «Таймыр», «Мурман» и зверобойным судном «Мурманец». Герои-папанинцы были сняты ими с обломка льдины и пере даны на «Ермак» для дальнейшей доставки в Ленинград. В мае того же года «Ермак» под командованием капитана М. Я. Сорокина вы шел в ранний арктический рейс. Обстановка в Арктике была очень тревожная. Там зимовали пароходы и все ледоколы. «Ермак» оказался один в свободном плавании на всей арктической трассе. Уже 4 июня —небывало ранний срок начала арктиче ской навигации —«Ермак» пробился в район Земли Франца-Иосифа к каравану «Владимира Русанова» и, обеспечив суда углём, вывел их изо льдов. В конце июня он взломал припайный лёд и вывел из Диксона шесть зимовавших там испанских лесовозов, гружённых пиломатериалами. Кстати, он же и обустраивал их в Диксоне на зимовку прошлой осенью. Проведя испанцев через льды до выхода из Югорского Шара и пожелав им счастливого плавания на родину, «Ермак» снова устремился на восток в Арктику. В проливе Вилькицкого сложилась опасная ситуация с караваном «Ф. Литке». Уже начались активные подвижки льдов, а шесть транспортов стояли без угля. «Ермак» пять суток «рубил» ледовый канал. Наконец, он пробился к месту стоянки судов и, снабдив их углём, помог «Ф. Литке» двинуть караван на запад. Оставалось последнее, самое трудное задание — пробиться к ледокольным пароходам: «Садко», «Малыгину» и «Седову», которые дрейфовали уже в центральном поляр ном бассейне. Сотни миль отделяли их, вмерзших в многолетние паковые льды, от чистой воды. На всех судах практически кончались запасы угля. 98
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz