Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
лей и вспомогательных судов, в том числе: 6 линейных кораблей, 5 крейсеров, 54 миноносца, 12 подводных лодок. Кто смог оценить стоимость этого спасённого для России флота? А вот в арктических плаваниях в «молодые» годы «Ермака» явно преследовали неудачи. Так, летом 1905 года ледокол был направлен с Балтики в Карское море для проводки транспортных судов с грузами стройматериалов для сибирской же лезной дороги. В августе он прибыл к острову Вайгач, сняв попутно с мели англий ский пароход, севший на камни при подходе к острову. А через несколько дней, у западного входа в пролив Югорский Шар, «Ермак» неожиданно наскочил на подводную банку, необозначенную на картах. Кстати, эта банка и теперь весьма опасна для плавания, потому что сложно ограждается, а иногда и вовсе не обозначе на из-за помех от дрейфующих льдов. Удар с полного хода о каменистый грунт был настолько сильный и жёсткий, что сломалась стеньга мачты. Трое суток боролся экипаж за жизнь ледокола. Из-за крайне трудного положе ния начальник экспедиции предложил покинуть корабль. Однако моряки ответили решительным отказом. Они перегрузили в кормовую часть 1000 тонн угля, перека чали воду, завели якоря и, несмотря на шторм, раскачали ледокол креновой рйсте- мой, а затем своими машинами «сдёрнули» его с камней. Но «Ермак», получивший серьёзные повреждения корпуса, был вынужден снова отправиться на Балтику для ремонта. Это произошло в августе 1905 года. Следующий раз ледокол оказался в Арктике в 1934 году. Зимой 1909 года экипаж «Ермака» отпраздновал десятилетие работы ледокола. По свидетельству министра промышленности и транспорта, инспектировавшего ледокол, «Ермак» был в образцовом порядке, а работа его приносила несомненную пользу торговому флоту и военным интересам России. И министр в этой части был совершенно прав и объективен. За 10 лет своей работы «Ермак» провёл 618 парохо дов, спас десятки судов, терпевших бедствие во льдах и на мели, а также сотни лю дей, в частности, рыбаков, уносимых на льдинах в открытое море. Особенно эффек тивны были результаты работы ледокола зимой на Балтийском бассейне, о чём пи сали многие европейские газеты. Только в зиму 1906/07 годов было проведено 135 транспортных судов. Ранее недоступные для плавания судов в зимний период порты Балтики теперь перешли на круглогодичный режим работы. Высокоэффек тивная работа первого линейного ледокола побудила российское правительство во главе с премьером П. А. Столыпиным создать ледокольные отряды не только на Балтике, но и на Севере страны. Начиная с 1910 года, в состав флота вступили линейные ледоколы: «Пётр Вели кий», «Князь Пожарский», «Кузьма Минин» и несколько портовых ледоколов. А после начала Первой мировой войны правительством были закуплены за грани цей ледорез «Канада» (впоследствии «Ф. Литке») и несколько ледокольно-транс портных пароходов для охраны и защиты северных коммуникаций страны. Все они были объединены в Северную военную флотилию. К концу войны, когда в эксплуатацию был принят вновь построенный мощный полярный ледокол «Святогор», переименованный позднее в «Красин», достраивался в Англии «Александр Невский» — впоследствии «Ленин», Россия располагала самым мощным ледокольным флотом в мире. С непростительным запозданием, но дошли, наконец, до власть имущих пророческие призывы адмирала С. О. Макарова, высказанные еще в конце XIX века: «Простой взгляд на карту России показывает, 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz