Селиверстов, Л. С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Л. С. Селивёрстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2008. - 413, [1] с.: ил., портр.
причины и другого характера, например, сложная в те годы ледовая обстановка в Арктике, абсолютное отсутствие ледовой разведки и, конечно же, острый дефицит необходимого опыта в тактике ледового плавания. После возвращения из первых испытательных плаваний по требованию адми рала Макарова на ледоколе были произведены существенные переделки. Измени ли носовую часть и удлинили на 5 метров корпус, сняли носовой винт и одну (из четырёх) машину. Значительно подкрепили набор корпуса. Теперь ледокол хотя и потерял примерно 1/4 своей мощности, но становился более прочным, маневрен ным во льдах и надёжным при ледовых сжатиях. Эти качества он блестяще под твердил своей многолетней безупречной работой в тяжёлых арктических льдах. На протяжении многих лет «Ермак» выгодно отличался от всех своих более «моло дых» собратьев-ледоколов гениально созданным корпусом и надёжной машинно котельной установкой. Единственно, чего не смог пробить адмирал, —перевести паровые котлы на жидкое топливо. Степан Осипович знал и предвидел огромные выгоды этого новшества, но такой шаг сто лет назад осуществить было не под силу даже адмиралу Макарову. Однако пока он буквально пробивал решение проблем некоторого переобору дования и ремонта ледокола, специальная комиссия во главе с контр-адмиралом Бирилёвым, проводившая расследование причин ледовых повреждений, получен ных в первом пробном плавании, подписала этому замечательному кораблю почти смертный приговор: «“Ермак” как судно, предназначенное для борьбы с полярны ми льдами, непригоден по общей слабости корпуса и по полной своей неприспособ ленности к этому роду деятельности». Косность и рутина губили великое дело. Береговые «авторитеты» считали, что «Ермак» неспособен к арктическим плаваниям, поэтому предлагалось использовать его в пределах Балтийского моря. Оно и понятно, им было спокойнее —меньше хлопот, меньше расходов. А в Арктике пусть работают иностранцы —у них опыта больше и они богаче нас. Так сановные чиновники из министерств, никогда не ви давшие полярных льдов, вынесли уникальному в то время первому в мире поляр ному ледоколу скорый и вызывающе несправедливый вердикт. А пресса, еще год назад прославлявшая ледокол и его создателей, начала настоящую травлю против адмирала Макарова и «Ермака». Естественно предполагать, что кто-то «заказывал музыку» и, соответственно, платил за «услуги». Уникальный корабль по воле тупых и злобных чиновников —недругов адмирала —был почти на 30 лет обречён на роль портового ледокола. Но судьба и тут распорядилась по-своему, справедливо. Работа ледокола в этот период тоже была богата яркими событиями. Вот только несколько эпизодов. Зи мой 1899—1900 годов в снежную бурю броненосец «Генерал-адмирал Апраксин» выскочил на каменистую банку в Балтийском море. Несмотря на зимний шторм и метели, «Ермак» ценой неимоверно трудных усилий через трое суток снял с мели и отвёл в Кронштадт этот новый боевой корабль стоимостью 4,5 миллиона рублей. Напомним, что сам «Ермак» при постройке стоил 2 миллиона. И тут военные чи новники вынуждены были признать, что спасение броненосца безусловная заслуга ледокола. Никто другой с этой задачей справиться не мог. Второй эпизод —ледо вый поход Балтийского флота в марте—апреле 1918 года. Только благодаря исключительно активной работе ледокола «Ермак» военные моряки сумели прове сти через льды Финского залива из Гельсингфорса и Ревеля в Кронштадт, «из под носа немцев и финнов», практически весь Балтийский флот —211 военных кораб 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz