Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

Экипаж на «Литке» был в пределах 100 человек, иногда в порту на ремонте он незначительно менялся плюс-минус 5—7 временных. Условия работы и быт экипа­ жа были для того времени сносные. Однако скученность в помещениях была запре­ дельная — 4-, 6-местные каюты для рядового состава, нередко 2-местные — для командиров. Командовал ледорезом капитан дальнего плавания Вячеслав Иванович Поташ­ ников. Достойный моряк, примерно сорока лет от роду, участник войны — летал на самолетах стрелком-радистом. Имел тяжелое ранение в голову и контузии, по­ этому у него были проблемы со слухом. На мостике он командовал энергично, но иногда излишне эмоционально. Палубная команда на «Литке», на мой нынешний взгляд старого моряка, про­ шедшего все ступени морской службы от матроса второго класса до капитана-на- ставника, была дружная, профессиональная и отменно работоспособная. И очень хочется вспомнить добрыми словами всех моих коллег, настоящих арктических моряков, истинных матросов. Я особенно трепетно и уважительно отношусь к за­ мечательному званию — матрос: «...когда матросы Землю открывали!..». Да, это были матросы: Вася Антипов, Дима Грозников, Коля Хромцов, Володя Василен­ ко, Дима Котлов, Гриша Пажинцев, Толя Юрьев, кстати, почти все архангелого­ родцы. Простите, друзья, кого не удержала память: пятьдесят лет миновало с тех славных времен. Моряки были «от Бога» — дружные, работящие, относительно непьющие, а главное — профессионалы, знающие себе цену. Помню, нередко раздавался добродушный голос боцмана: «Ребята, Василий (это к старшему Васе Антипову. — J1. С.), ну, перекурите!». Это бывало именно так, я ничуть не грешу против истины. Нас никто не подгонял. Мы просто серьезно и увлеченно работали — чистили балласты, мыли палубы, красили помещения. Есте­ ственно, подобные обращения боцмана были для нас поощрением. Что касается спиртного, у матросов была совершенно определенная мера. Ве­ чером после работы свободные от вахт любили своей компанией зайти в вечерний ресторан. Хорошо, в смысле в меру, сидели, отдыхали с небольшой выпивкой. Ни­ когда не участвовали в каких-либо разборках, практически почти всегда вместе возвращались на судно: завтра работа, вахты. Иногда днем перед обедом в своей плотницкой каюте старший матрос Василий Антипов разливал поллитровку в 5—6 стопок, лично проверял дверь каюты на предмет закрытости. Затем с серьез­ ностью малоразговорчивого сурового моряка командовал: «...ну, приняли!». Все выпивали только по одной и на один раз, довольно крякали и шли в столовую обедать. Надобно заметить, что эта морская чарка перед обедом была традиционной со времен парусного флота. Только тогда моряки выпивали ее официально на палубе по команде с мостика: «Команде пить вино и обедать!». Да, бывали во флотской каторжной службе «светлые» минуты, но было это... до нас! Что касается машинной команды, то там проблемы бывали и немалые, особен­ но с кочегарами. Правда, она и по численности была куда более палубной: только кочегаров насчитывалось более тридцати. Отменные моряки, хорошие работники на ходовых вахтах, особенно в Арктике в ледовых плаваниях, с приходом в порт они часто становились неуправляемы. После получения зарплаты происшествия следовали одно за другим. То один упал в док со сходни — трапа (и ничего — слегка ушибся, «что-то ребра не складываются!»), то двое учинили дебош в пив­ ной — объясняются в милиции. Рассказывают, один пьяный ухарь на сердитый упрек проходившей мимо бабушки: «...и как вас, супостатов, земля держит» лихо 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz