Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
Экипаж на «Литке» был в пределах 100 человек, иногда в порту на ремонте он незначительно менялся плюс-минус 5—7 временных. Условия работы и быт экипа жа были для того времени сносные. Однако скученность в помещениях была запре дельная — 4-, 6-местные каюты для рядового состава, нередко 2-местные — для командиров. Командовал ледорезом капитан дальнего плавания Вячеслав Иванович Поташ ников. Достойный моряк, примерно сорока лет от роду, участник войны — летал на самолетах стрелком-радистом. Имел тяжелое ранение в голову и контузии, по этому у него были проблемы со слухом. На мостике он командовал энергично, но иногда излишне эмоционально. Палубная команда на «Литке», на мой нынешний взгляд старого моряка, про шедшего все ступени морской службы от матроса второго класса до капитана-на- ставника, была дружная, профессиональная и отменно работоспособная. И очень хочется вспомнить добрыми словами всех моих коллег, настоящих арктических моряков, истинных матросов. Я особенно трепетно и уважительно отношусь к за мечательному званию — матрос: «...когда матросы Землю открывали!..». Да, это были матросы: Вася Антипов, Дима Грозников, Коля Хромцов, Володя Василен ко, Дима Котлов, Гриша Пажинцев, Толя Юрьев, кстати, почти все архангелого родцы. Простите, друзья, кого не удержала память: пятьдесят лет миновало с тех славных времен. Моряки были «от Бога» — дружные, работящие, относительно непьющие, а главное — профессионалы, знающие себе цену. Помню, нередко раздавался добродушный голос боцмана: «Ребята, Василий (это к старшему Васе Антипову. — J1. С.), ну, перекурите!». Это бывало именно так, я ничуть не грешу против истины. Нас никто не подгонял. Мы просто серьезно и увлеченно работали — чистили балласты, мыли палубы, красили помещения. Есте ственно, подобные обращения боцмана были для нас поощрением. Что касается спиртного, у матросов была совершенно определенная мера. Ве чером после работы свободные от вахт любили своей компанией зайти в вечерний ресторан. Хорошо, в смысле в меру, сидели, отдыхали с небольшой выпивкой. Ни когда не участвовали в каких-либо разборках, практически почти всегда вместе возвращались на судно: завтра работа, вахты. Иногда днем перед обедом в своей плотницкой каюте старший матрос Василий Антипов разливал поллитровку в 5—6 стопок, лично проверял дверь каюты на предмет закрытости. Затем с серьез ностью малоразговорчивого сурового моряка командовал: «...ну, приняли!». Все выпивали только по одной и на один раз, довольно крякали и шли в столовую обедать. Надобно заметить, что эта морская чарка перед обедом была традиционной со времен парусного флота. Только тогда моряки выпивали ее официально на палубе по команде с мостика: «Команде пить вино и обедать!». Да, бывали во флотской каторжной службе «светлые» минуты, но было это... до нас! Что касается машинной команды, то там проблемы бывали и немалые, особен но с кочегарами. Правда, она и по численности была куда более палубной: только кочегаров насчитывалось более тридцати. Отменные моряки, хорошие работники на ходовых вахтах, особенно в Арктике в ледовых плаваниях, с приходом в порт они часто становились неуправляемы. После получения зарплаты происшествия следовали одно за другим. То один упал в док со сходни — трапа (и ничего — слегка ушибся, «что-то ребра не складываются!»), то двое учинили дебош в пив ной — объясняются в милиции. Рассказывают, один пьяный ухарь на сердитый упрек проходившей мимо бабушки: «...и как вас, супостатов, земля держит» лихо 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz