Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
тов, какие-то памятки, образцы для заполнения. Затем уже начальственным тоном заключила: «Заполняйте, что не ясно — спрашивайте. В конце коридора столик, там работайте и не тяните время — это в Ваших интересах». Начало было весьма обнадеживающим, я энергично принялся заполнять анке ты и справки. Прошло несколько томительных дней ожидания. Прошел медицин скую комиссию и к назначенному сроку явился опять в отдел кадров, оттуда в мор скую инспекцию для сдачи экзаменов на матроса морского флота. Элегантный, сравнительно молодой командир в форменном костюме с нашивками старпома принял весьма доброжелательно. Задал несколько вопросов на морские темы и спра вился о моем прежнем отношении к морскому делу. Видимо вполне удовлетворен ный ответами, он бодро определил мой будущий мореходный статус: «Ну, ты, я думаю, за пять лет артиллерийской пальбы на военном флоте кое-что подзабыл в морском деле. Поэтому пока определим тебя матросом 2-го класса. Ну, а там уж твое дело — хоть в капитаны, со временем, разумеется. Давай — удачи тебе!». Я был рад результатам экзамена, хотя и уходил в Военно-Морской Флот уже матро сом 1-го класса. Ничего! Со временем я четко выполнил наставления моринспекто- р а : ... далее хоть в капитаны! А тогда, 13 ноября 1953 года, я пришел в отдел кадров, предъявил удостовере ние матроса и получил направление на ледорез «Ф. Литке». Моей радости и гордо сти не было предела. Легендарный «Федор Литке»! Я еще с детсва от старших бра тьев знал почти все об этом легендарном, краснознаменном корабле и его капитане Хлебникове. Лучший ходок в арктическом флоте, красивый корабль с великолеп ной морячистой осанкой — мачты и дымовая труба немного наклонены назад — с «морским заломом». Нос — яхтенного типа с небольшим приподнятым бушпри том. «Ах как он ходил!» — вспоминали старые моряки. А водили его в довоенные годы капитаны — отец и сын — Михаил Васильевич и Николай Михайлович Ни колаевы. Несколько лет командовал ледорезом капитан Юрий Константинович Хлебников. Вот на этот славный, исторический корабль я и получил назначение. Ледорез несколько дней назад возвратился из Арктики после зимовки в море Лаптевых, а затем очередной арктической навигации. Судно имело довольно потрепанный вид: борта потерты до металла, местами заметны вмятины — следы от сжатий полярны ми льдами. Надстройки тоже изрядно обшарпаны, на спасательных шлюпках краска почти полностью облупилась. И немудрено — выдержать сорокаградусные моро зы, штормовые ветры, ледяные метели во время восьмимесячной зимовки в Аркти ке — дело нелегкое. У трапа меня встретил вахтенный матрос. Вызов вахтенного штурмана. На па лубу вышел молодой румяный здоровяк высокого роста, поистине — косая сажень в плечах. Это был второй помощник капитана Эдуард Иосифович Купри. Одетый в морской китель, черные брюки, блестящие черные туфли, в командирской фу ражке с зеленоватым от времени крабом штурман был великолепен. Началась моя служба на «Литке». Судну в то время шел сорок пятый год. Ледо рез был построен в Англии в 1909 году и сначала служил морской яхтой богатого британца. Через несколько лет хозяин продал его канадскому правительству. Суд но получило новое имя «Канада» и обслуживало почтово-грузовую линию на реке и в заливе Святого Лаврентия. В 1914 году, когда началась Первая мировая война, российское правительство закупило за границей несколько ледокольно-транспортных судов для обеспечения зимних перевозок и охраны беломорских коммуникаций. Это были: «Русанов», «Си 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz