Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

бинокль и внешне спокойно сказал: «Огонь справа по носу, Василий Иванович, по- моему Абрамовский мигает». Капитан долго шарил биноклем по горизонту и на­ конец обронил: «Да, молодец, Андрей Григорьевич, это Абрамовский — теперь отлично вижу проблески: “Рулевой, лево полборта, на курс...”» Тяжелая ноша свалилась с плеч капитана. По характеристике световых про­ блесков уточнить, какой маяк светит, нет проблем. Согласно морским законам каждый маяк имеет свои проблесковые характеристики. Но, честно говоря, обна­ ружение одного маяка еще не дает точного места положения судна. Это только при­ близительное обозначение. И все же полная неизвестность миновала. А капитан получил информацию о том, что он вывел свое судно, сутки не имея определений, практически точно по счислению. Кроме того, теперь он был уверен, что пора по­ ворачивать влево, на подход к устью Кулоя потому, что уже недалеко до Абрамов­ ского опасного мелководья, от которого следовало держаться мористее, так без­ опасно. В рубку пришли помощник Александр Селиверстов, свободные от вахты мат­ росы. Теперь добровольные наблюдатели шумно пытались уточнить, где должны быть Нернинский и Масляный огни. Настроение у всех приподнятое — родные берега рядом, хотя пока и не видны. «Ну, долгощельцы, теперь надежда на вас», — уже повеселевшим голосом сказал капитан. И немного помолчав, продолжал: «Вре­ мя подходящее — около полводы (половина прилива) прибылой и видимость пока приличная. Зайдем в Кулой, Александр Андреевич?». Я полагаю, что капитан был уверен в том, что самостоятельно введет судно в Кулой, но так, скорее для настро­ ения, обратился к долгощельцам. Помощник капитана в обычной своей манере — энергично, уверенно, заявлял: «Конечно зайдем, Василий Иванович». И уже начал объяснять, когда и куда нужно поворачивать — это, пожалуй, было лишне и рано. Судно еще не определилось точно со своим местом положения. Ожидаемые маяки пока не открылись, а после поворота влево по курсу волна стала все чаще залетать на палубу, да и ветер вовсю свистел в снастях. Все вдруг словно о чем-то спохватившись, замолчали. Пауза затянулась, моряки понимали, что до якорного места в Кулое еще далеко. Наконец точку поставил наш мудрейший, самый стар­ ший по возрасту и наиболее опытный моряк Федоровский: «Зайдем, Василий Ива­ нович, не беспокойся». Это было, безусловно, весомее азартного, но поспешного обещания помощника. «Ну что же, пошли!» — подытожил капитан и машинально переключил себя на управление судном и контроль за окружающей обстановкой. Прошло с полчаса — открылся огонь Нернинский, затем приветливо мигнул Масляный. Около полуночи «Бабушкин» со свежим ветром и на попутной волне резво залетел, как выражались два Александра, в устье Кулоя. Немного отряхнув­ шись от штормового давления, сейнер отдал якорь на яме Песчаного для ожидания светлого времени суток. А в 11 часов утра, за час до полного прилива, мы встали на якорь на рейде Долгощелья. Завершился трудный штормовой переход, и все окончилось вполне благополучно. Безусловно, главная заслуга в этом успешном походе принадлежа­ ла в первую очередь нашему замечательному капитану Василию Ивановичу Тито­ ву. Ну и всему экипажу тоже — то были великолепные моряки, потомственные по­ моры. Стоянка в родном порту была непродолжительна и, следует заметить, не очень спокойна. Мы, члены экипажа, хорошо понимали, что Василию Ивановичу при­ дется долго и трудно объяснять начальству в Шойне — почему его занесло именно 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz