Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

Михайловских песков. Отсюда резко возросла россыпь штормовых волн, а следо­ вательно, значительно ухудшилась управляемость судна, стала проявляться опас­ ная рыскливость на курсе. Судно все чаще и круче кренится с борта на борт, как говорят моряки, заваливает на попутной волне. Забортная вода не сходит с палу­ бы. Правда, крепления палубных принадлежностей безупречны. Моряки очень вни­ мательно следят за безопасным и исправным состоянием корпуса и устройств. После полудня видимость на короткое время, но значительно улучшилась, и вахтенные обнаружили немного впереди и справа рыболовное судно, следующее попутным курсом. По мере сближения стало заметно, что судно идет малым ходом и имеет небольшой дифферент на нос. Оно, пожалуй, более нашего рыскало и тяже­ ло поднималось после накренений. На судне не было поднято каких-либо сигна­ лов. Складывалось впечатление, что оно штормует на попутном волнении. Мор­ ская практика рекомендует такой вариант штормования при соответствующих об­ стоятельствах. Примерно через час навалился очередной снежно-дождевой заряд, и мы перестали наблюдать судно визуально. Через несколько дней, уже по возвращении в Шойну, мы узнали печальную весть. После шторма в Мезенском заливе, точнее, на его северных подходах, было обна­ ружено опрокинувшееся вверх килем промысловое деревянное судно, которое вскоре затонуло. Из всего экипажа в живых не осталось никого. Такое вот трагическое событие произошло той осенью. Однако это вовсе не означало, что погибшее суд­ но было то, которое видели мы. Тогда там отчаянно боролись со штормом десятки наших собратьев. И вот с одним из них случилось несчастье. Судьба — говорят верующие. А «Бабушкин» продолжал свой трудный путь на юг с попутным штормовым ветром и волной. Видимо, обширный и глубокий циклон развился над Баренцевым морем, захватив своим правым крылом и затем тыловой частью север Беломорья. Однако к вечеру шторм стал медленно терять свое буйство. Ветер пошел порыва­ ми, что по местным признакам считается предвестником его последующего ослаб­ ления. Однако продолжались частые и плотные дождевые заряды, а потому види­ мости практически не было. Капитан, оставаясь внешне спокойным, все более переживал о месте нахожде­ ния судна. И то сказать, уже почти сутки мы не имели даже приблизительных опре­ делений. А судно подходило к очень опасным в навигационном отношении водам. Капитан с помощником беспокоились обоснованно. По левому борту судна лежа­ ли обширные Михайловские песчаные мели, прилегающие к западному побережью Канина. Это очень коварные и неопределенные, частично осыхающие банки. Предположительно справа по курсу притаились опасные каменистые банки Окден и Фальканжер. Они обозначены плавучими светящимися знаками. Да что плавучие буи после такого шторма! И горят ли на них огни? А далее за ними раски­ нулось обширное Абрамовское песчаное мелководье. Есть впереди маяки и светя­ щиеся знаки не берегах: Абрамовский, Нернинский, Масляный, но при таких по­ годных условиях плавания, как сейчас, вряд ли можно надеяться на их помощь. Тем и опасен был тогда Мезенский залив, что при наличии множества навига­ ционных опасностей очень мало эффективных средств ограждения этой морской нечисти. Очень уж далеко в море выдвинулись от побережий различные нехорошие мели-пески. Но вот с наступлением вечерних сумерек стала заметно улучшаться видимость, более-менее четко обрезался горизонт. Уже после девяти часов вечера вахтенный матрос Андрей Федоровский, внимательно всматривавшийся вдаль, вдруг опустил 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz