Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
Михайловских песков. Отсюда резко возросла россыпь штормовых волн, а следо вательно, значительно ухудшилась управляемость судна, стала проявляться опас ная рыскливость на курсе. Судно все чаще и круче кренится с борта на борт, как говорят моряки, заваливает на попутной волне. Забортная вода не сходит с палу бы. Правда, крепления палубных принадлежностей безупречны. Моряки очень вни мательно следят за безопасным и исправным состоянием корпуса и устройств. После полудня видимость на короткое время, но значительно улучшилась, и вахтенные обнаружили немного впереди и справа рыболовное судно, следующее попутным курсом. По мере сближения стало заметно, что судно идет малым ходом и имеет небольшой дифферент на нос. Оно, пожалуй, более нашего рыскало и тяже ло поднималось после накренений. На судне не было поднято каких-либо сигна лов. Складывалось впечатление, что оно штормует на попутном волнении. Мор ская практика рекомендует такой вариант штормования при соответствующих об стоятельствах. Примерно через час навалился очередной снежно-дождевой заряд, и мы перестали наблюдать судно визуально. Через несколько дней, уже по возвращении в Шойну, мы узнали печальную весть. После шторма в Мезенском заливе, точнее, на его северных подходах, было обна ружено опрокинувшееся вверх килем промысловое деревянное судно, которое вскоре затонуло. Из всего экипажа в живых не осталось никого. Такое вот трагическое событие произошло той осенью. Однако это вовсе не означало, что погибшее суд но было то, которое видели мы. Тогда там отчаянно боролись со штормом десятки наших собратьев. И вот с одним из них случилось несчастье. Судьба — говорят верующие. А «Бабушкин» продолжал свой трудный путь на юг с попутным штормовым ветром и волной. Видимо, обширный и глубокий циклон развился над Баренцевым морем, захватив своим правым крылом и затем тыловой частью север Беломорья. Однако к вечеру шторм стал медленно терять свое буйство. Ветер пошел порыва ми, что по местным признакам считается предвестником его последующего ослаб ления. Однако продолжались частые и плотные дождевые заряды, а потому види мости практически не было. Капитан, оставаясь внешне спокойным, все более переживал о месте нахожде ния судна. И то сказать, уже почти сутки мы не имели даже приблизительных опре делений. А судно подходило к очень опасным в навигационном отношении водам. Капитан с помощником беспокоились обоснованно. По левому борту судна лежа ли обширные Михайловские песчаные мели, прилегающие к западному побережью Канина. Это очень коварные и неопределенные, частично осыхающие банки. Предположительно справа по курсу притаились опасные каменистые банки Окден и Фальканжер. Они обозначены плавучими светящимися знаками. Да что плавучие буи после такого шторма! И горят ли на них огни? А далее за ними раски нулось обширное Абрамовское песчаное мелководье. Есть впереди маяки и светя щиеся знаки не берегах: Абрамовский, Нернинский, Масляный, но при таких по годных условиях плавания, как сейчас, вряд ли можно надеяться на их помощь. Тем и опасен был тогда Мезенский залив, что при наличии множества навига ционных опасностей очень мало эффективных средств ограждения этой морской нечисти. Очень уж далеко в море выдвинулись от побережий различные нехорошие мели-пески. Но вот с наступлением вечерних сумерек стала заметно улучшаться видимость, более-менее четко обрезался горизонт. Уже после девяти часов вечера вахтенный матрос Андрей Федоровский, внимательно всматривавшийся вдаль, вдруг опустил 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz