Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
ляюще. Как и куда правит рулем Вася Селиверстов и что видят прильнувшие к стек лам иллюминаторов помощник капитана Александр Андреевич и вахтенный мат рос Андрей Григорьевич? Пусть простит меня уважаемый читатель, но я тогда был самый молодой член экипажа и, естественно, не мог, не имел морального права обращаться к старшим коллегам иначе как по имени-отчеству. Так сохранилось на всю жизнь, и я демонстрировал это всегда с большой охотой и искренним уважени ем к моим добрым друзьям. Михаил Семенович тоже значительно старше и безусловно опытнее меня встал к штурвалу первым. Так традиционно предоставлялась возможность младшему осмотреться, адаптироваться к окружающей обстановке. А море продолжало гро хотать — какое буйство! Беломорская волна, особенно осенью, имеет четко выра женную особенность. Здесь небольшие глубины, поэтому волна не развивается в рост, но «ярится», как говорили поморы, — хлещет жестко, беспорядочно, со всех направлений. В свете цветных бортовых фонарей она кажется особенно тяжелой и угрожающей. Обрывки пенящихся волн беспрерывно полощут лобовые иллюми наторы, и видимости практически нет. И каким маленьким, беззащитным кажется наш деревянный сейнерок, бьющийся среди хаотично бушующей водной стихии. Особенно зловещим представляется это зрелище при периодическом включении дежурного прожектора для осмотра палубы, шлюпок, трюмного люка, закреплен ного промыслового снаряжения. В неверном, блуждающем луче света все переме шалось и создается впечатление, что из водной пучины выступают только мачта, рулевая рубка, да иногда кап кубрика. Из каюты в рубку поднялся капитан. Как всегда спокоен и очень серьезен. Зор ким, пристальным взглядом окидывает моряков. Начинается церемониал! — де монстрация взаимной доброжелательности. Капитан заботливо предлагает своему помощнику идти в кубрик отдыхать: «Уже почти сутки на ногах, сколько можно». Штурман бодро отнекивается: «Отдохнул же под вечер немного — вот Вам надо бы отдыхать, кто знает когда кончится эта канитель — еще настоитесь». Но Василий Иванович настойчиво повторяет свои доводы, и помощник отправ ляется в кубрик, предварительно предупредив, в случае чего, вызывайте, Василий Иванович. А шторм продолжает бушевать, судно то плавно как бы съезжает с греб ня волны, то жестко втыкается в очередной вздыбившийся водяной вал и одновре менно валится с борта на борт. По счислению к концу вахты должны проходить траверз Шойнинского маяка, но что усмотришь в этой беспросветной мгле. А спустя еще вахту, начал занимать ся хмурый, осенний непогожий день. Опытные моряки всегда сходились во мнении, что осенью шторм, как правило, усиливается к ночи, почему — сказать трудно, но это в основном подтверждается многолетними наблюдениями. С наступлением светового дня спадает часть усталого, нервного напряжения. Во-первых, уже кое-что можно разглядеть в окрестности, если есть мало-мальская видимость. Можно осмотреться по судну: на палубе крепление снаряжения или груза, крышки трюмов и других закрытий, исправность палубных устройств и механиз мов. За текущими заботами и хлопотами пусть немного, но снимаются штормовые проблемы. У нас, к сожалению, с наступлением дня забот меньше не стало. Почти беспре рывные дождевые заряды, отсутствие видимости, невозможно определить хотя бы приблизительно место судна. Сногсшибательный норд-вест упорно буйствует. Когда миновали траверз мыса Конушин, судно стало вести себя более развязно — причи на понятна. Мы выходим в район малых глубин, что мористее печально известных 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz