Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
вителей славного сословия северных поморов. Разумеется, под стать им были и остальные члены экипажа нашего заслуженного «Бабушкина». Во второй половине июня, вслед за тюленьим стадом, акулы отходят на запад в Норвежское и Гренландское моря. Подходит время для занятий рыбными промыс лами. Около западных берегов Канинского полуострова появляются первые, пока еще редкие, косяки камбалы и ерша, надо ожидать подхода пикши, а затем и трески. Десятки рыбных сейнеров словно гончие разбежались по Горлу Белого моря между Каниным Носом, Камбальницей и Бугреницей, пытаясь нащупать первые рыбные косяки. Капитан Титов уже распорядился менять промысловое вооруже ние. Акульи снасти сдаются на береговые склады во временное хранение, подняли наверх на кормовую площадку снюревад (голландское название морского рыбо ловного невода), скойлали на верхней палубе вдоль фальшборта бухты ваеров. И день за днем, неделю за неделей, все активнее включались экипажи промысловых судов в летнюю рыболовную путину. Благо стояла на редкость для северной части Белого моря солнечная, безветренная летняя погода. Добыча рыбы на судах этого типа — сейнерах — в те годы велась снюревада- ми. Технология лова была проста, примитивна и очень трудоемка. Суть заключа лась в том, что в определенным промысловом районе моря, где предполагалось скопление рыбы, устанавливали тяжелый адмиралтейский якорь и на стальном буйрепе к нему крепилась обычная железная бочка, раскрашенная в яркие цвета для лучшего обнаружения. На бочке закреплен прочный солидный рым. Судно подходит кормой вплотную к бочке, за рым крепится коренной конец ваера. Кстати, ваера на сейнерах были не стальные, а из сизальского троса окруж ностью, помнится, 75 миллиметров, а один ваер состоит из шести очень искусно соединенных бухт. Длина одной бухты 250 метров, одного ваера — 1500 метров, а соответственно, двух — около 3000 метров. Итак, закрепив первый ваер на бочке, судно на малом ходу выписывает гиган тскую петлю, похожую по силуэту на классическую грушу. Она последовательно выкладывает первый ваер, затем снюревад с центральным мешком и плавно повора чивает на бочку, продолжая выпускать второй ваер. Тут есть тонкость и демонстра ция искусства капитана. Он должен выложить второй ваер с таким расчетом, чтобы с его концом подойти точно к бочке и закрепиться за нее — теперь уже носом. Закрепившись с помощью швартовых на бочке, конец первого ваера переносят через роульс на головку ваерной лебедки. На вторую головку ложится конец дру гого ваера. Замет сделан. Включается могучая ваерная лебедка и начинается главная и самая трудная матросская работа — выборка снюревада. Ваера идут из морских глубин медленно и натужно, плотно, со скрипом, ложатся на головки лебедки. А затем их подхваты вают матросы и укладывают (койлают) аккуратными кольцами в бухты. Необхо димость тщательной укладки диктуется двумя условиями. Во-первых, чтобы они не путались, а шли легко и свободно в воду при последующем замете. А во-вторых, и это главное, чтобы не создавали своей массой огромных нагромождений на палу бе. Поэтому по мере выборки и укладывают их в круглые бухты. Мы помним, что длина одного ваера достигает 1500 метров и получается по 5—6 бухт с каждого борта. Однако и при такой системе укладки ваеров все равно палуба почти сплошь занята этой снастью, и при ходьбе с носа на корму часть пути приходится преодо левать по бухтам. В этой связи вспоминается один серьезный инцидент. Мой стар ший брат Федор в навигацию 1938 года работал матросом на боте «Весна». Он был горячий, быстрый и отважный моряк. Выполняя какое-то срочное поручение штур 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz