Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

вителей славного сословия северных поморов. Разумеется, под стать им были и остальные члены экипажа нашего заслуженного «Бабушкина». Во второй половине июня, вслед за тюленьим стадом, акулы отходят на запад в Норвежское и Гренландское моря. Подходит время для занятий рыбными промыс­ лами. Около западных берегов Канинского полуострова появляются первые, пока еще редкие, косяки камбалы и ерша, надо ожидать подхода пикши, а затем и трески. Десятки рыбных сейнеров словно гончие разбежались по Горлу Белого моря между Каниным Носом, Камбальницей и Бугреницей, пытаясь нащупать первые рыбные косяки. Капитан Титов уже распорядился менять промысловое вооруже­ ние. Акульи снасти сдаются на береговые склады во временное хранение, подняли наверх на кормовую площадку снюревад (голландское название морского рыбо­ ловного невода), скойлали на верхней палубе вдоль фальшборта бухты ваеров. И день за днем, неделю за неделей, все активнее включались экипажи промысловых судов в летнюю рыболовную путину. Благо стояла на редкость для северной части Белого моря солнечная, безветренная летняя погода. Добыча рыбы на судах этого типа — сейнерах — в те годы велась снюревада- ми. Технология лова была проста, примитивна и очень трудоемка. Суть заключа­ лась в том, что в определенным промысловом районе моря, где предполагалось скопление рыбы, устанавливали тяжелый адмиралтейский якорь и на стальном буйрепе к нему крепилась обычная железная бочка, раскрашенная в яркие цвета для лучшего обнаружения. На бочке закреплен прочный солидный рым. Судно подходит кормой вплотную к бочке, за рым крепится коренной конец ваера. Кстати, ваера на сейнерах были не стальные, а из сизальского троса окруж­ ностью, помнится, 75 миллиметров, а один ваер состоит из шести очень искусно соединенных бухт. Длина одной бухты 250 метров, одного ваера — 1500 метров, а соответственно, двух — около 3000 метров. Итак, закрепив первый ваер на бочке, судно на малом ходу выписывает гиган­ тскую петлю, похожую по силуэту на классическую грушу. Она последовательно выкладывает первый ваер, затем снюревад с центральным мешком и плавно повора­ чивает на бочку, продолжая выпускать второй ваер. Тут есть тонкость и демонстра­ ция искусства капитана. Он должен выложить второй ваер с таким расчетом, чтобы с его концом подойти точно к бочке и закрепиться за нее — теперь уже носом. Закрепившись с помощью швартовых на бочке, конец первого ваера переносят через роульс на головку ваерной лебедки. На вторую головку ложится конец дру­ гого ваера. Замет сделан. Включается могучая ваерная лебедка и начинается главная и самая трудная матросская работа — выборка снюревада. Ваера идут из морских глубин медленно и натужно, плотно, со скрипом, ложатся на головки лебедки. А затем их подхваты­ вают матросы и укладывают (койлают) аккуратными кольцами в бухты. Необхо­ димость тщательной укладки диктуется двумя условиями. Во-первых, чтобы они не путались, а шли легко и свободно в воду при последующем замете. А во-вторых, и это главное, чтобы не создавали своей массой огромных нагромождений на палу­ бе. Поэтому по мере выборки и укладывают их в круглые бухты. Мы помним, что длина одного ваера достигает 1500 метров и получается по 5—6 бухт с каждого борта. Однако и при такой системе укладки ваеров все равно палуба почти сплошь занята этой снастью, и при ходьбе с носа на корму часть пути приходится преодо­ левать по бухтам. В этой связи вспоминается один серьезный инцидент. Мой стар­ ший брат Федор в навигацию 1938 года работал матросом на боте «Весна». Он был горячий, быстрый и отважный моряк. Выполняя какое-то срочное поручение штур­ 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz