Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

«Два друга в нашем полку...», как мы о них говорим, два Александра — Андре­ евич и Егорович — опять застыли в напряжении — они отвечают за исправную выкладку яруса за борт в море. А ярус идет чисто, сбегая с палубы через планшир, увлекая за собой бесчисленные крючки с наживкой, и скрывается в глубине моря. Вот первый ярус в эту навигацию выложен на грунт, ушел в воду второй дрек, за ним змейкой катится буйреп, и на поверхности моря, приветливо кивнув нам, закачалась вторая махавка. Все, ярус запущен на лов. Далее в том же порядке идут второй, третий, иногда четвертый и пятый. После этого, отойдя на небольшое расстояние, судно отдает становой якорь и вытравливает всю якорную цепь около 150 метров. Коренной конец якорной цепи отдается от жвака-галса, предваритель­ но соединенный со специальным тросом «Геркулес». В зависимости от условий по­ годы трос вытравливается от 100 до 200 метров и, наконец, надежно крепится за специальные битенги на полубаке. На этом все — операция окончена, судно выхо­ дит на «Геркулес», останавливается машина. Теперь будем болтаться на «Геркуле­ се» до завтрашнего утра. У моряков изрядно свободного времени: особых работ по палубе нет — очеред­ ные приборки да вахты по четыре через восемь часов — вот и все. Матросы, пере­ кусив чем бог послал, заваливаются в койки и отсыпаются — за прошлое и впрок. Однако это обманчивое благополучие. Скоро малая занятость оборачивается се­ рьезной опасностью. Но об этом чуть позже, а пока — все великолепно! Прекрас­ ный день конца мая. Слабый южный ветерок чуть перебирает зеленоватую рябь морской поверхности. Белесое солнце, хотя и нежаркое, но приятно пригревает. Судно плавно покачивается на еле заметной зыби — это даже больше похоже не на зыбь, а на мерные неглубокие вздохи спокойного моря. А на следующий день, обычно с утра, после завтрака начинается осмотр яру­ сов. Технология проверки снастей несложная и непродолжительная по времени. Судно снимается с якоря. При этом, как правило, якорь не поднимают на борт, а к концу геркулесового троса крепят обычную металлическую бочку и выбрасывают ее за борт. Освободившись от якоря, судно малой скоростью подходит к первой махавке и с помощью буйрепа поднимается первый ярусный якорь-дрек. После этого выби­ рается и сам ярус — естественно, вручную, по мере продвижения судна вдоль линии ярусного троса. Мы, особенно молодые моряки, полны ожидания и уже с первых метров пред­ полагаем по акуле на каждом крючке. Но, увы и ах! Стоящий на стреме помощник капитана Александр Селиверстов зорко вглядывается в зеленоватую толщу мор­ ской воды и... молчит, словно воды этой самой в рот набрал. Судно продвигается вперед, ярус укладывается бухтами на палубу, крючки с наживкой ложатся рядами у борта — будто только наживили. И вот первый окрик помощника: «Внимание, акула идет!». Первая удача есть. На судне стопорится машина, и оно по инерции очень осторожно подходит вплот­ ную к сидящей на крючке хищнице. Картина впечатляющая — темно-серая туша с проглоченным крюком медленно ходит небольшими кругами около борта. Полу- разинутая пасть с рядами пугающе острых зубов и еще более страшные, неболь­ шие, отвратительные глаза и жуткий водянистый взгляд. Однако следует отдать должное этой разбойнице. Акула, попавшая на крючок, точнее, проглотившая его вместе с наживкой, ведет себя довольно спокойно. Она никогда не бьется подобно, например, щуке, попавшей на спиннинговую блесну, не пытается уйти в глубину под корпус судна или взметнуться вверх, к поверхности воды, нет. Она медленно шевелит плавниками, пытаясь сделать круг около борта, 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz