Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
длиною в несколько сотен метров — бывал и более километра. На этот трос на расстоянии 3—4 метра крепятся проволочные (чтобы акула не перекусила) троси ки, называется форшни. Один конец форшня вплетается в основной ярусный трос, а к другому концу крепится стальной крючок — точнее крюк. Он по форме весьма похож на соответ ствующий рыбацкий крючок, но большего размера, из прутка диаметром 6—8 мил лиметров (все по памяти, разумеется). На одном тросе располагается до 150—200 крючков. На оба конца этого троса с крючками крепятся сравнительно большие и тяжелые якоря-дреки. Одновремен но к дрекам крепят специальные тросы-буйрепы и уже к ним поплавки-махавки, которые качаются на поверхности моря, указывая место нахождения всей снасти. Таков был в общем виде ярус для добычи акул. Каждое судно имело по три-четыре таких яруса. Известно, что в стародавние времена, впрочем, не только в далекие, поморы ловили на яруса треску, пикшу, зубатку, палтус и других рыб в полярных морях. В свое время это был наиболее популярный и эффективный морской лов рыбы, почему-то незаслуженно забытый ныне. А вот наши западные соседи: норвежцы, шведы, датчане и другие рыбаки очень широко используют усовершенствованную ярусную снасть, да и саму технологию этого промысла в Норвежском, Северном и Балтийском морях. А на акульем промысле очень важное значение после самого яруса имеет на живка. Для этой цели широко применялась так называемая ворвань — специально нарубленные и заквашенные в деревянных бочках куски тюленьего мяса с остатка ми сала. Сырье это, прямо скажем, мало приятное. Протухшая ворвань выделяла такой гнилостный, отвратительный запах, что на первых порах моряков, особенно молодых, нередко мутило. Ну а для хищной прожорливой акулы это наилучшее лакомство. Наконец, все готово к промыслу, и рыболовный сейнер «Бабушкин», погожим майским утром снявшись с якоря, побежал из Шойны в район мыса Канин Нос, где обычно ведут лов акулы. Я, кажется, уже упоминал, что для экипажей сейнеров этот вид промысла был физически сравнительно легкий. Сначала разбираем и ук ладываем по порядку предстоящего выметывания за борт рабочие яруса, распола гая их вдоль борта. Затем насаживаем на крючки увесистые, с добрый батон, куски наживки. В былые времена на мурманском лове трески ярусами в составе экипажей были специальные работники, как правило, мальчишки, — наживщики. Затем крепим к концам ярусов становые якоря с буйрепами и махавками. Те перь яруса готовы к постановке, о чем штурман торжественно докладывает капи тану. И хотя наш капитан Василий Иванович Титов — старый опытный промыс ловик, дока, знает, что моряки сделали все как надо, но все же сам непременно обходит и внимательно осматривает расклад снастей на палубе. А штурман Александр Селиверстов и его преданный помощник, друг и посто янный оппонент Александр Широкий — Сашка Егорыч — волнуются словно пер вогодки. Однако все в полном порядке и капитан спокойно, буднично роняет: «Хо рошо, молодцы, начнем, пожалуй!». Судно слегка вздрогнуло и, двинувшись вперед, с разворота ложится на «бое вой» курс. Помощник капитана командует: «Пошел ярус!». Опускаем за борт пер вый ярусный якорь на глубину около 50 метров. «Самый малый ход» — судно лег ко тронулось вперед, ярус пошел в воду. На руле старший матрос Андрей Федоров ский — в его руках чуть поворачивается штурвал, и судно идет словно по нитке. 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz