Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
судоверфей в 1939 году и назван именем замечательного полярного летчика, Героя Советского Союза М. С. Бабушкина. Его основные размеры: длина около 25 мет ров, ширина 6 метров, грузоподъемность приблизительно 30 тонн. Корпус и уст ройства деревянные. Конструкция прочная, добротная, обводы для промыслового судна сравнительно изящны, килевой, заостренный на оконечностях, походный корпус и хорошие мореходные качества. Как говорили старые опытные моряки: «Хорош на ходу, не валкий, легко всходит и надежно убирается на волне». Внутренние корпусные связи были выполнены превосходно. Характерно, что при любой качке, и в грузу, и в балласте, корпус никогда не скрипел, и было ощу щение нерушимой монолитной конструкции и одновременно хорошей остойчиво сти и плавучести. Судно было однопалубным, с удлиненным полубаком. Форште вень — могучий деревянный брус с небольшим наклоном вперед — на уровне ва терлинии окован стальными пластинами (полосами). В середине корпуса имелся один вместительный грузовой трюм с множеством деревянных съемных переборок, которые делили трюм на несколько «чердаков» во избежание смещения груза на качке. В носовой части располагался матросский кубрик — жилое помещение, рас считанное на 8—10 человек. В кубрике были оборудованы двухъярусные койки с высокой бортовой полкой во избежание вываливания из койки на качке судна в штормовом плавании. В центре кубрика — обеденный стол, прикрепленный на мертво к палубе, вокруг стола тоже деревянные, прочно закрепленные банки (ска мейки). Бортовых иллюминаторов в кубрике не было, а в подволоке встраивался обширный световой люк, застекленный и обнесенный стальными решетками. Если ко всему добавить небольшую металлическую печку, устроенную в заднем углу, то получаем полное оборудование кубрика для матросов — комфорт довольно скром ный, но все практично, прочно, по морскому надежно. В кормовой части судна оборудована каюта на 4— 5 человек. Там обычно размещались капитан, его по мощник, механик, повар-буфетчик. На лобовой переборке рулевой рубки «Бабушкина» была установлена латун ная пятиконечная звезда, внутри нее черный круг и на нем белой краской изобра жена цифра 9. Моряки-ветераны, служившие на мобилизованном в Военно-Мор ской Флот во время войны судне с 1941 по 1944 годы, рассказывали, что эта цифра обозначала количество обнаруженных и уничтоженных экипажем вражеских мин. Да, сейнер «Бабушкин» служил в Военно-Морском Флоте три самых трудных во енных года, занимаясь перевозкой воинских грузов и войск на Мурманском на правлении, участвовал в высадке десанта на полуостров Рыбачий и к норвежским портам Киркенес и Линахамари. В честь и в память об этой боевой службе матросы красили его корпус всегда в «боевой» шарово-стальной цвет. На судне был уста новлен двигатель мощностью в 65 лошадиных сил Челябинского машинострои тельного завода. Итак, в конце мая 1948 года «Бабушкин» пришел в Шойну для окончательной подготовки к промыслу. Получали топливо, наживку для крючков, продовольствие, пополняли запас пресной воды. В конце 40-х — начале 50-х годов прошлого века мы вели активный лов полярной акулы. Это была наиболее легкая морская работа для экипажа. Полярная акула — это крупный и особо свирепый хищник. Они, как правило, держатся около кромки льдов на границе Белого и Баренцева морей, преимуще ственно в мае — первой половине июня. Вместе с остатками дрейфующих льдов, выносимых из Горла Белого моря, перемещаются в Баренцево море и далее в океан 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz