Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
сразу после окончания учебы, в армию идти. Зачем же я тебя учить стану?». Я с каким-то отчаянным вызовом почти крикнул: «Но я же после армии пойду пла вать!». Однако это не произвело на чиновного дядю никакого впечатления. Он взял документы, протянул их мне и сказал: «Поезжай домой, поработай матросом, ну а что будет после армии — посмотрим». Тут надобно заметить, что главный инже нер оказался прав. Я через год ушел служить в Военно-Морской Флот, ну а через пять лет после демобилизации имел уже иные, далеко идущие планы... Но это все было уже позднее. А в ту весну мы собирались начинать промысловый рейс с захо дом в Шойну, готовились к лову акулы. Ах, какой у нас был замечательный экипаж. Помощником капитана был мой однофамилец Селиверстов Александр Андреевич — человек энергичный, решитель ный, опытный моряк, прирожденный лидер. Механик Широкий Иван Андреевич — мастер — золотые руки, моряк с детских лет, специалист высокого класса. Когда он стал судовым механиком, наверное и сам не помнит. Думаю, никто и никогда не видел его кроме как в поношенном, но опрятном комбинезоне, с «беломориной» в зубах, в машинном отделении или около него. О таких, как наш Иван Андреевич, говорят однозначно: моряк и механик от Бога! В экипаже я был самый младший — еще не исполнилось 19 лет. Да, я всегда с удовольствием встречался и с благодарностью вспоминаю моих старших коллег- моряков с рыболовных сейнеров — ботовщиков. Помню всех: матросов Андрея Григорьевича Федоровского, Александра Егоровича Широкого, Александра Фе доровича Нечаева, Василия Андреевича Селиверстова, Артемия Тимофеевича Не чаева, моториста Андрея Буторина, нашу славную хозяйку — повара и буфетчицу Анну Егоровну Широкую — тогда просто Аннушку. Я искренне прошу прощения, что не упомянул всех. Экипаж сейнера — 12—14 человек. А время было трудное, суровое. Всего три года миновало со времени оконча ния той страшной мировой войны. В северных морях, особенно в Баренцевом и на севере Белого, на подходах к нему, плавающих мин, кажется, было больше, чем тюленей. Рыбакам особенно досаждали остатки минных полей в районе Канина Носа и вдоль Мурманского побережья, как правило, в тех местах, где традиционно держались рыбные косяки. Случались взрывы, иногда гибли суда. Но стране очень требовалась рыба, и рыбаки шли на промысел, предварительно получив от руко водителей различных уровней и рангов многочисленные письменные инструкции, устные указания-наставления с заключительным — «ну смотрите там!». И отдадим должное морякам — смотрели! Во всяком случае, несколько десятков мотоботов нашей Мезенской моторно-рыболовной станции плавали вполне благополучно и ловили рыбу довольно успешно. Да, прибрежный промысловый флот той поры вносил немалый вклад в планы добычи рыбы. Малые рыболовные траулеры, сейнеры составляли главный костяк всего промыслового флота. Оно и понятно — большинство рыболовных трауле ров были в начале войны мобилизованы в состав Военно-Морского Флота и мно гие из них погибли на северном театре военных действий от бомб фашистских са молетов, беспощадных расстрелов с подводных лодок и от плавающих мин — от Кольского залива до прибрежных вод Карского моря. Но вот миновало военное лихолетье. И маломерный рыболовный флот — за служенные мотоботы, отслужив в строю (составе) военного флота самую трудную военную страду, в 1944 году по решению правительства «демобилизовались» и ак тивно включились в промысловую деятельность. Что же представлял собою заслуженный участник Великой Отечественной вой ны наш рыболовный сейнер «Бабушкин»? Он был построен на одной из ладожских 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz