Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
нашли в разные времена трагический конец в этих своенравных, беспорядочно пе нящихся штормовых сулоях между Святым и Каниным, на каменистых банках у Терского побережья и песчаных кошках у Мезенского и Кулойского устьев. «Море взяло» — так печально говорили в былые времена. И звучит задушевный голос Ю. Визбора: «... гремит окраина земная, пересоленная вода!». А я с тихой грустью о трудной молодости вспоминаю плавания на рыболовных сейнерах — мореходных ботах: промысел трески, пикши, камбалы у Канинского побережья, добычу полярной акулы около мыса Канин Нос с постоянным базиро ванием в легендарном беломорско-канинском порту Шойна. Да, в 30—60 годы прошлого века этот порт был действительно широко известен. Необустроенный, шумный, бесшабашный, он был слабо защищен от осенних северо- западных штормовых ветров и оставался далеко не безопасным для рейдовой стоян ки промысловых судов. И тем не менее, в навигационный период, с конца мая по октябрь, в Шойнинском порту базировались до сотни рыболовных судов: малых тральщиков, сейнеров, куттеров, парусно-моторных шхун, пограничных катеров. Это был флот работящий, отважный, неплохо приспособленный к примитив ным условиям портов и становищ Канинского и Мурманского побережий. Сейне ра! Они подобно старым парусным клиперам всегда один на один яростно вступа ли в жестокие схватки с штормами — ураганами. У них, как и на парусниках, не было радиостанций, и они не могли передать миру даже последней вести о том, что и где с ними случилось и чем окончилось... В мае 1948 года я получил назначение матросом на рыболовный сейнер «Ба бушкин». Он стоял на зимовочной базе Морозилка Мезенской моторно-рыболов ной станции, входившей в состав Архангельского рыбакколхозсоюза главка «Сев- рыба» — вот такая иерархия. Там, в преддверии предстоящей промысловой нави гации, моряки своими силами вели кое-какой текущий ремонт по корпусу, контрольную проверку двигателя и промыслового оборудования. PC «Бабушкин» было уже не новое деревянное судно еще довоенной постройки. Но в те труднейшие послевоенные времена и наши старенькие сейнеры, счита лись вполне респектабельными морскими промысловыми судами. Командовал «Бабушкиным» капитан Василий Иванович Титов — многоопытный, пожилой моряк из местных поморов. Всегда спокойный, немногословный, внешне суровый, внутренне собранный и принципиальный командир. Он никогда не спорил, не от стаивал бездумно свои взгляды и убеждения. Но все члены экипажа уважали и по баивались его. Впрочем, понятие «побаивались» не очень применимо к этим отчаянно смелым, бесшабашным, закаленным войной и морем ботовщикам. Просто они понимали и безусловно ценили опыт, промысловую хватку и моряцкую стать этого несколько необщительного, но мудрого капитана. Это он — Василий Иванович Титов — в конце первой промысловой навигации как-то строго, серьезно посмотрел на меня и сказал, словно приказ подписал: «Вот придем с промысла, поезжай-ка ты, Лео нид, в Архангельск учиться на судоводителя — со временем капитаном будешь. Я тебе характеристику-рекомендацию напишу». Я послушался капитана Титова и после окончания навигации, получив необхо димые документы, поехал в Архангельск учиться на капитана! Очень хотелось учить ся вообще и судоводительскому делу в частности. Но первый заход на учебу закон чился ничем. Главный инженер рыбопромыслового объединения в Архангельске посмотрел мои документы, помолчал и, небрежно отодвинув в сторону бумаги, сказал: «Не возьму я тебя, морячок, на учебу. Понимаешь, тебе через год, то есть 68
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz