Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
И вот начинается подготовка к ночевке. Отпускают на волю оленей отдыхать и кормиться. Разбирают с нарт имущество, устанавливают чумы — свои временные жилища. Это кропотливая, трудная работа, тем более, что все это совершается на морозе, под открытым небом. Для установки чума ставят деревянный каркас из шестов пирамидой и обтягивают (покрывают) его снаружи огромными полотни щами, сшитыми из оленьих шкур. Все это сооружение стягивают ремнями — дом готов и это уже хорошо. Затем тащат в чум пожитки: дрова, котлы, чайники, кое-какую посуду, продук ты (хлеб, оленье мясо, чай, сахар, если есть). Разобравшись с имуществом внутри чума, разводят костерок на специальной железно-листовой подкладке посредине чума. Растапливают снег и готовят горячую пищу: густой суп из оленины, отвар ное оленье мясо большими кусками, потом непременно чай. Это хлопотное мероприятие занимает весь вечер, почти до полуночи. Вообще, ненцы по своему характеру народ сдержанный, немногословный и не очень общи тельный. Но в то же время они очень добры и приветливы. Из многочисленных, далеко не мимолетных наблюдений, можно решительно утверждать, что ненцы традиционно очень уважают русских людей, искренне считая их своими близкими, но старшими братьями. Невозможно привести ни одного даже малозначащего слу чая грубости или крикливых нападок с их стороны на старших друзей. Как только появился дом (чум), ненцы сразу же приглашают туда гостей. Ну тут уж, извините, — сколько влезет. На мой взгляд, здесь присутствуют два момен та: во-первых, они в душе понимают, что мы не очень приспособлены (по сравне нию с ними) к таким суровым жизненным условиям и как бы с позиций сильных загоняют нас в более-менее защищенное от стужи убежище. Во-вторых, у них в чуме нет деления на свое и чужое — заходи, устраивайся, где и как тебе удобнее, теплее, по истине — будь как дома. Если готовят пищу, предлагают всем:.. .хотите — ешьте, не хотите — воля ваша, мы не в обиде. Перед горячими блюдами непременно предложат холодную закус ку — строганину, мороженое оленье мясо, которое состругивают острым ножом с большого куска и с ножа едят — обырдают. Надобно заметить, что для усталого, голодного, а тем более бездомного путника, — угощение что надо. Ну а мы со своей стороны тоже предлагаем хозяевам что бог послал. Потчуем рыбными пирогами (кулебяками), домашними шаньгами, творожными сочнями. У них, по-моему, не принято отказываться — едят все, что предлагают, но особенно любят сметану, масло, простоквашу. Ну а если предложишь (особенно детишкам) несколько кусочков сахара или какую-нибудь конфету типа «Дунькина радость», будешь дорогим гостем на весь период стоянки с лучшим местом у костра. Вот и хорошо! — немного обогрелись, перекусили, попили горячего чайку и жить становится веселее. Хотя внутри чума много дыма от костра — большая его часть, правда, уходит в отверстие, специально устроенное, точнее оставленное в верхней части чума. После еды, горячего чая (разумеется, спиртного не было и в помине) начинает сваливать дрема — поспать бы! Понятно, что тепло внутри чума держится недолго. Хотя снежный пол внутри помещения сплошь покрыт оленьими шкурами, как коврами, огонь в костре при ходится поддерживать всю ночь. И вот сидит, сгорбившись перед огнем, обычно старый ненец или старуха. Они не спеша подкладывают очень экономно дрова, думая о чем-то своем, иногда тихим голосом, никому не мешая, ведут длинную за унывную песню — это уже седая старина. Но вот ночь проходит, немного подремали, опять становится холодно и неуют но. Наступает поздний рассвет, а точнее что-то напоминающее его. Вздувается пламя 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz