Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

И вот начинается подготовка к ночевке. Отпускают на волю оленей отдыхать и кормиться. Разбирают с нарт имущество, устанавливают чумы — свои временные жилища. Это кропотливая, трудная работа, тем более, что все это совершается на морозе, под открытым небом. Для установки чума ставят деревянный каркас из шестов пирамидой и обтягивают (покрывают) его снаружи огромными полотни­ щами, сшитыми из оленьих шкур. Все это сооружение стягивают ремнями — дом готов и это уже хорошо. Затем тащат в чум пожитки: дрова, котлы, чайники, кое-какую посуду, продук­ ты (хлеб, оленье мясо, чай, сахар, если есть). Разобравшись с имуществом внутри чума, разводят костерок на специальной железно-листовой подкладке посредине чума. Растапливают снег и готовят горячую пищу: густой суп из оленины, отвар­ ное оленье мясо большими кусками, потом непременно чай. Это хлопотное мероприятие занимает весь вечер, почти до полуночи. Вообще, ненцы по своему характеру народ сдержанный, немногословный и не очень общи­ тельный. Но в то же время они очень добры и приветливы. Из многочисленных, далеко не мимолетных наблюдений, можно решительно утверждать, что ненцы традиционно очень уважают русских людей, искренне считая их своими близкими, но старшими братьями. Невозможно привести ни одного даже малозначащего слу­ чая грубости или крикливых нападок с их стороны на старших друзей. Как только появился дом (чум), ненцы сразу же приглашают туда гостей. Ну тут уж, извините, — сколько влезет. На мой взгляд, здесь присутствуют два момен­ та: во-первых, они в душе понимают, что мы не очень приспособлены (по сравне­ нию с ними) к таким суровым жизненным условиям и как бы с позиций сильных загоняют нас в более-менее защищенное от стужи убежище. Во-вторых, у них в чуме нет деления на свое и чужое — заходи, устраивайся, где и как тебе удобнее, теплее, по истине — будь как дома. Если готовят пищу, предлагают всем:.. .хотите — ешьте, не хотите — воля ваша, мы не в обиде. Перед горячими блюдами непременно предложат холодную закус­ ку — строганину, мороженое оленье мясо, которое состругивают острым ножом с большого куска и с ножа едят — обырдают. Надобно заметить, что для усталого, голодного, а тем более бездомного путника, — угощение что надо. Ну а мы со своей стороны тоже предлагаем хозяевам что бог послал. Потчуем рыбными пирогами (кулебяками), домашними шаньгами, творожными сочнями. У них, по-моему, не принято отказываться — едят все, что предлагают, но особенно любят сметану, масло, простоквашу. Ну а если предложишь (особенно детишкам) несколько кусочков сахара или какую-нибудь конфету типа «Дунькина радость», будешь дорогим гостем на весь период стоянки с лучшим местом у костра. Вот и хорошо! — немного обогрелись, перекусили, попили горячего чайку и жить становится веселее. Хотя внутри чума много дыма от костра — большая его часть, правда, уходит в отверстие, специально устроенное, точнее оставленное в верхней части чума. После еды, горячего чая (разумеется, спиртного не было и в помине) начинает сваливать дрема — поспать бы! Понятно, что тепло внутри чума держится недолго. Хотя снежный пол внутри помещения сплошь покрыт оленьими шкурами, как коврами, огонь в костре при­ ходится поддерживать всю ночь. И вот сидит, сгорбившись перед огнем, обычно старый ненец или старуха. Они не спеша подкладывают очень экономно дрова, думая о чем-то своем, иногда тихим голосом, никому не мешая, ведут длинную за­ унывную песню — это уже седая старина. Но вот ночь проходит, немного подремали, опять становится холодно и неуют­ но. Наступает поздний рассвет, а точнее что-то напоминающее его. Вздувается пламя 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz