Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
На дрейфующих льдах Белого моря Б ыла половина января 1948 года. Отдохнув пару недель дома после нелегкого сезона на лове наваги в канинском промысловом стане Чижа, промышлен ники уже готовились к новым дальним и трудным походам. Предстояло от правляться одним на зверобойку с ледокольных судов, а другим — на береговые участки Кеды и Инцы, где добывали тюленей с побережья. Начиналась зверобой но-промысловая путина — предприятие живое, сложное, порою рискованно-опас- ное, рассчитанное на людей энергичных, смышленых и отважных. «В море зверя промышлять — не поле пахать!», — говорили поморки с затаенной гордостью за своих добытчиков-кормильцев. Испокон веков этим тяжелым, рискованным делом занимались, как правило, сравнительно молодые, крепкие, бесстрашные мужики-поморы. Но когда это было? Последние 6—7 лет две трети, а иногда и более участников промыслов, Чернову составляли женщины: молодые 23—26-летние девчата, да одинокие женщины-сол датки — вдовы погибших на войне или жены искалеченных воинов, бывших про мысловиков и фронтовиков. Что поделаешь, война внесла тяжелые, жестокие, тра гические коррективы в былую, уже относительно налаженную и обустроенную, жизнь северного поморского края. А впрочем, теперь было всем нелегко. Мужская часть промысловиков тоже со стояла из людей в большинстве пожилых, отставленных от службы в армии особой государственной бронью для организации ведения рыбных и зверобойных промыс лов. Стране и фронту не менее боеприпасов требовалось продовольствие. Да вот мы, орлята, 16— 17-летние подростки, тоже в ранге мужиков замыкали эту некогда лихую, удалую когорту промыслово-моряцкого сословия. И вот, после почти пятимесячного (с октября по февраль) изнурительного тру да на зимних льдах канинских рек Кии, Чижи, Шомокши, Черной нам снова пред стояло отправиться за сотни километров от родного дома на суровые обледенелые берега Белого моря, на его дрейфующие льды. В этом году обе партии промышлен ников: и на ледокол, и на береговой промысел отправлялись на сборный пункт Инцы одновременно. По сообщению из главной зверобойной конторы в Архангельске к ним посту пила информация о подходе ледокола на Инецкий рейд ориентировочно 25 января. Соответственно руководители промысла и рассчитывали отправляться из дома в половине месяца, имея в запасе порядка 10 дней. На переход Долгощелье—Инцы требовалось, как правило, 6—7 дней при условии благоприятной погоды. Партии зверобоев были большие — до 100 человек и более. Лодки, снаряжение, припасы, одежда — это целая крупная экспедиция. Отправ лялись нынче на оленях, поэтому уже за пару дней до отъезда на ледяной площадке реки Кулой, буквально под окнами, как говорят, дым коромыслом! Ненцы-каюры подгоняли под погрузку десятки нарт, запряженных парами оленей, прилаживали грузы на нартах, пристегивали сбрую, что-то громко обсуждали на своем языке. Бесконечно уточнялось множество самых различных вопросов, деталей: коли чество пассажиров, груза, остановок в пути и так далее. Ненцы — великие мастера из пустяков создавать проблемы — таков у них менталитет. Они серьезно, по-дело- вому затягивали решение самого заурядного вопроса. И тут ничего не поделаешь: у них свои «резоны». Можно спорить, требовать, кричать, подгонять, но все идет по заведенному и освященному веками раскладу — тут логика не инструмент. Это кочевники-скотоводы и у них свой принцип: «У бога дней много!». 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz