Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
рое, маломощное судно элементарно протащило ледовым дрейфом в зажатом со стоянии по предполагаемому минному полю. Наверное, это был тот случай, когда всем следовало радоваться тому, что в этот раз все обошлось благополучно. А может быть и поблагодарить капитана за его выдержку в экстремальной ситуации. Но тогда действовал старый иезуитский принцип: «Есть происшествие — должен быть и виновный». Такое было время, а главное — его «достойные» стражи. И все же следует отдать должное высшему правосудию. После долгих мытарств по инстанциям Верховный Суд СССР оправдал все действия капитана Румке и пол ностью освободил его от уголовной ответственности. Видимо, хорошие были за щитники у Эрнста Германовича Румке. Он еще около двух десятилетий командо вал ледокольно-транспортными судами в арктических плаваниях и пользовался огромным авторитетом и уважением как среди капитанов-сверстников, так и мо лодых судоводителей. Но все это было потом, а теперь вновь назначенный капитан Гидулянов на «Се дове» подходил к очередному поморскому становищу для высадки партии зверо- боев-пассажиров. Судно медленно, словно крадучись, приближается к освещенно му берегу. На баке лотовый периодически забрасывает ручной лот и громко докла дывает на мостик: «... восемь метров...шесть метров». Звенит машинный телеграф, машина отрабатывает малым ходом назад. Судно, выражаясь по-морскому, ложится в дрейф, то есть останавливает движение. От берега уже бежит моторный катер с баркасом на буксире. Промышленники, предварительно спустив вещи, пересаживаются на домашнее плавсредство, и катер с баркасом идут к берегу — домой. Мы тепло прощаемся с друзьями до следующей зверобойки — иначе вряд ли когда встретимся. А «Георгий Седов» дает ход, осторожно, кормой вперед, отходит мористее и ложится на новый курс к следующему пункту захода. Утром следующего дня при шла и наша очередь к высадке. Судно подходит на внешний рейд возле мыса Юро- ватый, отдает якорь и оповещает берег судовыми гудками о своем прибытии. Уже более половины прилива — все мели на речке Койда, надо полагать, затопило. И вот из-за входного мыска появился моторный бот. Он лихо привалил к борту ледокола под парадный трап. Погода на взморье хорошая, люди тут справные, ухватистые, привычные к мореходным занятиям, и вся операция по высадке закан чивается двумя рейсами мотобота скоро и успешно, к общему удовлетворению. «Георгий Седов» снимается с якоря, делает плавный поворот в открытое море и дает продолжительные прощальные гудки. Теперь его путь в Мурманск, а там текущий ремонт и подготовка к следующей арктической навигации. Впрочем, по зднее мы узнали, что после короткой стоянки в Мурманском порту — бункеровки, пополнения запасов, смены невизированной части экипажа старый пароход отпра вился в Голландию на капитальный ремонт. Пора, заслуженный арктический вете ран давно нуждался в этом. Ну а мы несколько дней побыли в Койде — известном поморском селении. Вре мя прошло быстро и приятно для нас — много добрых встреч с друзьями-коллега- ми по промыслам в море. Здесь дождались захода попутного судна и отправились к себе в Долгощелье, домой, отдыхать две-три недели. Ну а там уже просматривается следующая помор ская страда — рыбный сельдяной промысел в Щекине, на Березове... опять носом на волну! 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz