Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
выпить чайку с горячими, очень вкусными блинами. Все это стоило довольно до рого, но... положение обязывает — моряки с арктического судна сошли на берег! Быть может, кому-то покажется странным и даже неправдоподобным... отно сительно чая с блинами — но это было именно так. Мы, несколько 17— 18-летних парней, не пили и практически не курили. Во-первых, эти удовольствия в те време на были не по нашему карману, а, во-вторых, и это главное, у нас совершенно не было стремления где-то что-то доставать. Вот мороженое на Поморском рынке — это да! Могли выложить последнее, что есть в кармане. А насчет выпить — это дома, когда получим (и вручим матерям) зарплату. Тог да соберутся родные и друзья — большое застолье. Вот тогда поздравят моряков с благополучным возвращением, тогда можно — будет повод: «Гуляй, сторона ко рабельная, — моряки с моря вынялись!». В период нашей стоянки в Архангельске было несколько интересных встреч. Хочу рассказать о некоторых из них. После окончания всех работ, связанных со зверобойной экспедицией, «Седова» отвели от Красной пристани и на пару дней поставили вторым корпусом к ледокольному пароходу «Таймыр». Я уже тогда знал почти всю биографию знаменитых ледокольных пароходов «Таймыр» и «Вайгач», участников экспедиции Северного Ледовитого океана. Я знал, что они изучали будущие трассы Севморпути, открыли Северную Землю в 1913 году, а в следующие навигации 1914— 1915 годов прошли весь Северный морской путь от Владивосто ка до Архангельска. Знал (уже тогда), что капитаны экспедиционных судов Виль- ницкий и Новопашенный были очень непатриотичны и куда-то скрылись с науч ными материалами этой выдающейся российской полярной экспедиции. Да. Чрез вычайно много было тогда накручено по этому большому серьезному делу — где тут правда, где вымысел? Это отдельная большая и интересная тема. Я долго и очень внимательно осматривал этот 40-летний исторический ледо кол, который был теперь стареньким гидрографическим судном. У меня по-юно шески захватывало дух от представляемых воображением картин походов кораб ля. Какой объем работ в Арктике выполнил он, участвуя в первой экспедиции 1910—1915 годов и пройдя с описью и гидрографическими работами весь Север ный морской путь. Он зимовал у сурового, грозного Таймыра, первым увидел в 1913 году неизвестные дотоле острова, которые теперь именуются Северной Землей. А вот теперь, весной 1946 года, стоит, сиротливо притулившись к отстойному причалу Архангельского порта, скромный «старичок», совершенно незнакомый но вому поколению моряков. Грустно и обидно. Думаю, таким заслуженным кораб лям следовало бы присваивать почетный персональный именной вымпел, подни маемый на фок-мачте — «потомству в пример». А еще лучше своеобразный на грудный знак «За заслуги», который бы крепился на лобовой переборке надстройки: «Смотрите и помните!». Я еще раз был на «Таймыре» летом 1954 года. Он, тогда уже выведенный из эксплуатации, был ошвартован к пирсу в одной из Двинских проток с неблагозвучным названием Собачья дыра. Его уже официально «обди рали» все, кому не лень. Мы, члены экипажа ледореза «Ф. Литке» во главе с шуст рым, предприимчивым старпомом Акивис-Шаумяном, пользуясь стоянкой в Ар хангельске, тоже совершили этакий мародерский набег на портовом катере. По мню, что поживиться нам там ничем не удалось — все вплоть до дверных ручек и электролампочек было уже изъято. Да и стыдно обдирать, противно. Походили, поглядели, откланялись старому моряку, исполнявшему должность капитана, и 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz