Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
не могу. Думаю, что лучший вариант был — просто перетопить и в таком виде употреблять вместо растительного масла. А то, что жир тюленя, особенно свежий, очень питателен — никто не сомневался. При выходе в город в проходной порта нас — моряков — тщательно и не очень деликатно проверяли, проще — обыскивали на предмет пресечения хищения все той же пресловутой соцсобственности. Но мы этим «ремеслом» не занимались, счи тая сей «промысел» преступным и потому чувствовали себя спокойно и уверенно при любых проверках и обысках в проходной. Хотя, бывало, конечно, как-то неловко, и чувствовалась глухая, неосознанная вина, даже боль, когда отрицательно качали головой на грустные вопросительные взгляды горожан и особенно худых, бледных подростков: «нет у нас, ребята, ничего — нельзя нам выносить». И мы старались поскорее пробежать это «лобное» место на набережной Двины, даже спиной ощу щая укоризну: «наверное сами трескают...». Нет, дорогие друзья, земляки, мы тоже полуголодные и не трескали — не шел этот жир внутрь. «Душа не принимает» — как говорили старые поморы. Вот в зимнем рейсе — да! Тогда катарки — передние ласты и свежая печенка молодых тюленей-хохлуш — это было здорово. Иногда кочегары в своей «преисподней» на самодельных противнях столько жаркого на валяют со специями, иногда и луком, — у поваров малость разживутся. Блюдо учи нят — прелесть! Это правда — жареные лапки и печенка молодого тюленя — от личное блюдо. И если бы была возможность самим готовить, угощались бы ежед невно. Хотя знатоки утверждают, что все это жирное жаркое быстро приедается. Груза в этом рейсе было немного. Кроме того, основная масса довольно круп ных размеров, поэтому работы по выгрузке подвигались успешно, и к 10 мая весь груз оказался на берегу. Теперь перед нами стояла последняя, но самая грязная и трудоемкая работа — зачистить грузовые трюмы, твиндеки, палубы от остатков тюленьего мяса, жира, обрывков шкур и другой нечисти. Много копилось в трюмах еще задолго до зверобойного промысла. Свидетель ством тому были обломки досок, пустые рваные мешки, различные банки, ящики и даже отдельные фрагменты старой рабочей одежды. А нам предстояло сдать эти помещения чистыми и свободными не только от посторонних предметов, но даже от запаха тюленины. Таковы были условия контракта с судовладельцем, предос тавлявшим суда в аренду зверобойным экспедициям. Не очень было справедливо, но тут была вина и наших представителей, принимавших судно в аренду. Чего про ще было записать два-три замечания, а точнее — оговорки в договоре. Теперь суть этого проста и понятна, а вот тогда было, что было. Работа по зачистке и мойке грузовых помещений проводилась двумя партиями в два этапа. Первыми, одев защитную водонепроницаемую одежду, лезли в трюмы мы — кто помоложе, поактивнее, ухватистее. Наша основная задача заключалась в уборке всех крупных завалов, затем соскоблить с бортов и особенно из шпаций (части бортовой обшивки) между шпангоутами всю оставшуюся ворвань, жир, кровь, небольшие ошметки грязи. Да, это, скажу я вам, было каторжное занятие, самая грязная и нудная работа. Необходимо залезать по стрингерам как можно выше и, с большим трудом удер живаясь в полуподвешенном состоянии, скоблить, скоблить. Ведь если в шпациях останутся хотя бы небольшие остатки этой звериной гадости, от смрадного запаха в помещении не избавиться. Естественно, старпом с боцманом работу не примут. Они, между прочим, заметали тут за счет нашего труда и собственные старые грехи. Мы несколько дней лазали по бортам в трюмах как проклятые, в кровь сбивая руки, коленки, залезали в самые глухие закоулки, а их, как ни странно, было до 53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz