Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

Теперь на ледоколе главная ударная сила — гарпунеры с винтовками. Багром тут мало что добудешь. Естественно, и счет добытого зверя ведется уже не на сотни и тысячи голов, а лишь несколько десятков, в лучшем случае сотня-другая. Правда, по весу разница невелика, потому как зимой (в феврале—марте) та­ щишь к общей куче по четыре—пять шкурок в одном юрке, а теперь с одним лысу­ ном откровенно упаришься. В весеннем — на поморском диалекте вешнем рейсе — все становится сложнее. Промысел начинается у выхода из Горла Белого моря, в районе Сосновца, Воронова, Моржовца, Поноя. Затем суда вместе со льдами вы­ носит все ближе к устью Беломорья. Здесь ходить, а точнее бегать, — зверобои по дрейфующим льдам, как правило не ходят, а бегают особенной поморской побежкой — становится сложнее, опаснее. Льдины все чаще и сильнее рассыпаются на куски и можно неожиданно ока­ заться в ледяной воде. Я помню, что мы промышляли между Поноем и Терско- Орловским сравнительно долго, трудно и малопродуктивно. Ветер северных на­ правлений упорно сдерживал дрейф льдов к устью и выходу из Белого моря. Ледо­ вые массивы вели себя неспокойно и непредсказуемо. Со стороны Баренцева моря стала проникать заметная зыбь. Иногда бывало и весело, и жутко. Качаешься на своей разломанной льдине, словно чайка, а товари­ щей на других обломках еще больше кувыркает. И смотреть на эти качели со сто­ роны поистине жутко и за партнеров страшно — а ну как расколются и без того жалкие льдинки-невелички. Да, весенний зверобойный промысел— дело опасное, а результаты день за днем все скромнее. Зверь уходит в воду поодиночке и партиями. А бывало и застрелен­ ного не достанешь — все на расплавах. Ну а пока суд да дело, смотрим: в хорошую ясную погоду Канин Нос открылся. Уже и море Баренца рядом. Здесь морские про­ сторы резко расширяются, лед уже разошелся окончательно в разные стороны и быстро дрейфует на север. Только под действием перешедшего к западу ветра еще наблюдаются ледовые уплотненные полосы, что ближе к Канинскому берегу. Эрнст Германович Румке обеспокоен развитием ситуации. И было о чем ду­ мать опытному капитану. Если ветер не перейдет на восточные румбы, то наш ста­ ренький, слабосильный «Седов» свободно может попасть в ледовую ловушку. Ос­ татки сплоченных ледовых сморозей могут вынести его на одно из минных полей, во множестве разбросанных между Каниным и Святым. А с другой стороны здесь еще можно хорошо пополнить наш промысловый груз. Здесь на льдинах все еще держится одно из последних тюленьих стад. Ну а когда эти ледовые поля спустятся за Канин Нос в Баренцево море, промысел мож­ но считать завершенным. Там уже невозможно находиться на плавучих льдах из-за большой океанической зыби, которая постоянно катится с Северной Атлантики. Капитан Румке вероятно раздумывал долго и трудно, но как выяснилось по­ зднее, принял не самое лучшее решение. А «помогли» ему в этом помполит и на­ чальник рейса — были тогда такие толкачи-погонялы, всем постоянно командо­ вавшие и ни за что ни перед кем не отвечавшие. В результате нас-таки занесло, предварительно зажав льдами, на эти старые (относительно, конечно) минные поля. Правда, все обошлось благополучно, в этот раз пронесло, но факт грубого наруше­ ния правил безопасности мореплавания был налицо. Начальник рейса, разумеется, остался в стороне. Он же по части судовождения только советник! Помполита во­ обще никто об этом не спрашивал ни до, ни после. Ну а капитан Румке в дополне­ ние к бывшим пожарным делам с приходом в Архангельск объяснялся, я думаю, долго и трудно. Всегда бывает так — советчиков, наставников много, а отвечает 4» 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz