Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
Истинные причины этого пожара, унесшего и искалечившего десятки молодых жизней, для нас так и остались тогда не очень понятны. Основная версия заключа лась в том, что в результате неисправности электрооборудования от появившегося искрения вспыхнули киноленты, лежавшие в открытых банках для хранения. По крайней мере, те, кто были в столовой, утверждали, что сначала произошла не большая вспышка у киноаппарата, затем все ослепительно вспыхнуло и фанерная кинобудка разлетелась на куски. Пламя охватило помещение столовой. В результате возгорания лент произошел взрыв, горящие их части рассыпа лись на мебель, шкафы с книгами — все быстро воспламенилось. Переборки в сто ловой покрыты крашеной фанерой, тоже чрезвычайно огнеопасной. Люди (около 50 человек), находившиеся в столовой, бросились к двери. Несколько человек успе ли выскочить в тамбур. Но под напором столпившихся у выхода, дверь, открывав шаяся вовнутрь помещения, захлопнулась. Люди оказались в огненной западне. Одни из них сгорели, другие просто задохнулись и только несколько человек, ока завшихся в самом низу свалки у двери, остались живы, получив ожоги и травмы различной степени. Да, пожар всегда страшное и беспощадное бедствие. Но он особенно губителен на судах в море. Моряки оказываются лицом к лицу с этим жестоким врагом на ограниченном пространстве. Внутри пожар, снаружи — море. Тут неуместна горь кая ирония: «...одна деревня сгорит, они в другую уйдут». Огонь на судне распро страняется непостижимо быстро, особенно по вентиляционным каналам и создает в окружающих стальных отсеках: переборках, палубах, перекрытиях немыслимо высокие температуры. Горит все вокруг, плавится металл, стекло, пластик. Поэтому соблюдение пожарной безопасности на судах всегда было одним из главных и жестких требований. Во времена парусного флота на деревянных кораблях нарушение пожарной безопасности каралось самыми суровыми мерами — иногда виновных протаски вали на веревке под днищем судна. Отдавая дань глубокой памяти и скорби безвременно погибшим коллегам-мо- рякам, хочется очень серьезно поостеречь молодое поколение плавающих и путе шествующих: «Дорогие друзья, берегите себя и тех, кто рядом с вами в пути!». А наш «Георгий Седов» в конце первой декады апреля снова вышел в море. Начался второй вешний зверобойный рейс. Теперь была уже другая специфика плавания, иная технология промысла тюленя. Во-первых, в апреле беломорский лед уже не тот, что зимний. Он не смерзается, а наоборот, начинает разрушаться. Появляется больше разводий, то есть отдельных участков чистой воды. Поэтому транспортные суда активнее работают во льдах и практически не нуждаются в ле докольном обеспечении. Во-вторых, залежки морского зверя становятся меньше. Реже попадается молодняк -— бельки уже изрядно подросли, в большинстве своем вылиняли, то есть сменили шерстяной покров и превратились из беспомощных плак сивых малышей в почти взрослых, точнее сказать, в юных очаровательных серок. Они теперь вынуждены кормиться самостоятельно, потому как родители загуляли и совсем забросили детенышей. Соответственно, молодежь все чаще и дольше на ходится в воде. Теперь на льдинах лежат, греясь на солнце, в основном крупняк — взрослые лахтаки, лысуны, утельги. Часто встречаются нерпы — это особый, более мелкий вид тюленя. У крупного зверя теперь наступил брачный период, и они чаще встречаются па рами или небольшими группами. И вообще, в апреле—мае на льдах остается все мень ше наличного зверя. Поэтому промысел обретает некую поисковую направленность. 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz