Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

Эвакуация не заняла много времени. Естественно, приступать к ней было про­ сто жутко и нечеловечески горько. Я до сих пор помню, что наши земляки — от­ важные моряки, бывшие участники войны — фронтовики Александр Алексеевич Попов и Александр Егорович Широкий — первыми взялись за это скорбное дело. Затем их мужественному примеру последовали другие, и печальный конвейер меж­ ду судном и ледоколом заработал безостановочно. По окончании передачи тел погибших ледокол включил все свои шесть ди­ зель-генераторов и ринулся в ночную мглу, будто в преисподнюю. Это произошло около полуночи, а утром «Северный ветер» пришел в порт Молотовск. В течение двух часов он передал свой печальный груз береговым службам и, выполнив портовые формальности, вышел в море навстречу каравану. К вечеру ледокол неожиданно словно призрак вынырнул из непроглядного ту­ мана перед носом «Седова». Знаменитый, дерзновенно отчаянный полярный капи­ тан Юрий Константинович Хлебников умел блестяще водить ледоколы в любых условиях арктических плаваний. Я убежден, что об этом замечательном професси­ онале, лихом моряке и великолепном арктическом судоводителе будет написана хорошая, большая, очень нужная, особенно молодым морякам, книга — он, без­ условно, это заслужил. Во время суточной стоянки каравана во льдах в ожидании подхода ледокола с «Дежнева» и «Мурмана» перешли на «Седов» группы моряков: механики, машинисты, кочегары, матросы, радист, чтобы заменить на ходовых вахтах погибших и пострадавших при пожаре. У нас на «Седове» тогда оставались в строю, например, один механик, два матроса, половина машинистов — некому было стоять вахты на мостике, в радиорубке, машинном отделении и кочегарке. Да и многие из тех, кто уцелели при пожаре, еще долго не могли прийти в более-менее нормальное состояние. Первого апреля наш многострадальный караван втянулся в покрытую зимним льдом гавань порта Молотовск. Суда поставили к причалам, началась выгрузка тюленьего мяса и шкур с жиром. Время тогда было послевоенное, очень трудное, голодное, и наш приход встречали толпы горожан еще на подходе к причалам. Они стояли у кромок ледового канала, по которому суда медленно продвигались к при­ чалам за ведущим ледоколом. Где вы теперь, как жили и живете все эти годы и особенно в нынешние времена, дорогие северяне? Да, тогда у них, мы понимали, была какая-то чаще призрачная надежда приобрести, как-нибудь достать, купить, просто попросить хотя бы немного ценного, питательного тюленьего мяса в доба­ вок к своему очень голодному продовольственному рациону. Об этом тоже тяжело и горестно вспоминать. Но что поделаешь: что было — то было. Мой земляк, свер­ стник и добрый знакомый, ныне уже покойный, долгощельский поэт Федор Широ­ кий написал замечательное стихотворение: «Поставим памятник тюленю!». Но это особая, большая и по-современному очень сложная тема. Относительно последствий той страшной трагедии — пожара в море — можно добавить следующее. На «Седове» тогда погибли 19 человек, еще 18 пострадавших были доставлены в береговые больницы. Несколько человек позднее скончались от тяжелых ожогов и различных травм. Информация об этой трагедии была весьма скудная — время было такое, послевоенное, суровое. Кроме того, мы через несколько дней, после сдачи грузов различного сырья, выполнения самых неотложных ремонтных работ и пополнения судовых запасов, снова ушли в море, в ледово-промысловый рейс. Сменились некоторые члены эки­ пажа, пришли новый старший помощник и другие механики, радисты, машинис­ ты, матросы, кочегары. 4 — 1664 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz