Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
Белого моря, особенно его северная часть, традиционно труднопроходимая в ледо вом отношении. Под действием сильнейших приливо-отливных течений с господством свежих до штормовой силы ветров, ледовые массивы движутся с большой скоростью со вершенно хаотично и непредсказуемо. Порою такое движение кажется просто не реальным, непрогнозируемым. Быстро разряжаясь, они создают огромные участ ки-полыньи чистой воды и вдруг с большой скоростью, треском и грохотом начи нают наезжать одно ледовое скопление на другое, создавая при этом высокие, причудливые торошения. И только искусство ледовых капитанов, их многолетний опыт да исключитель ное знание характера и общей динамики льдов Белого моря позволяют судам пусть медленно и трудно, но все же продвигаться на юг в сторону назначения. Ко всему прочему на транспортах катастрофически сокращались запасы угля. Моряки сгре бали его остатки по всем закоулкам угольных ям и постепенно подбирались уже к неприкосновенному штормовому запасу. Плавание каравана осуществлялось только в светлое дневное время. В то время суда морского флота еще не имели радиолокаторов, и ледовые плавания в темное время суток были чрезвычайно опасны, могли привести к тяжелым, возможно тра гическим последствиям. На Белом море много навигационных опасностей: песча ные мелководья (кошки), каменистые банки, обширные мелководья в северной ча сти моря, особенно в Мезенском заливе и на подходах к нему, низкие, малопримет ные берега. Да и плавающие мины еще военных времен были нередкими и страшными сюрпризами. Вечером 30 марта 1946 года в Горле Белого моря, на траверзе поморского селе ния Инцы, суда каравана остановились на очередную ночевку — легли в ледовый дрейф. Капитан «Седова» Румке и старший механик Матвеев решили использовать стоянку с максимальной пользой для судна. Дело в том, что на всех транспортах запасы угля были на исходе, и наши командиры распорядились произвести пере грузку всех остатков из кормового трюма в угольные бункеры. Для этой авральной работы, как обычно, созданы три бригады. Наша — удар ная — первая вышла на работу с 20 часов до полуночи. Перегрузка шла споро, настроение у моряков бодрое, деловое — завтра в порт! В бригаде по установив шейся традиции те, кто помоложе, загружали в трюме уголь в мешки. Лебедчики поднимали их на палубу, а вторая, более сильная, половина бригады таскала их по палубе к носовой части и ссыпала уголь в бункеры. После очередной загрузки партии мешков мы отдыхали, ожидая подачи порожней тары. Вдруг сверху в трюм, завих- ряясь, хлынули густые клубы дыма. Никаких сигналов или сообщений сверху не поступало — вероятно о нас забыли. Почуяв неладное, мы быстро полезли по скоб- трапам из трюма наверх, на палубу. А выбравшись, оцепенели от неожидан ности — пожар! Вся кормовая часть судна и помещение столовой команды объяты огнем. Буй ные, широкие языки пламени, разрывая тьму ночи, взметнулись до клотика кормо вой мачты. Горит столовая, оттуда слышатся страшные крики горящих людей. На палубе и в бортовых проходах полыхают тюленьи шкуры с толстым слоем жира на них. Черный, смрадный дым при порывах ветра, клубясь, перехватывает дыхание. Моряки борются с пожаром. На короткие мгновения выскакивают из полыха ющего ада, чтобы перевести дух и снова бросаются в дымную пропасть, пытаясь открыть двери в помещение, где гибнут люди. 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz