Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
Этот, некогда довольно активный ледокольный транспорт, совершивший, кста ти, в 1937— 1940 годах исторический дрейф в центральном арктическом бассейне, не имел серьезного ремонта уже около десяти лет. Он провел в арктических льдах все военное лихолетье. И, естественно, его паровая машина общей мощностью око ло 2500 лошадиных сил, а особенно паровые котлы, как и все жизненно важные судовые системы и механизмы, нуждались в срочном капитальном ремонте. Но теперь было начало 1946-го — первого послевоенного года. Стране крайне срочно требовались продовольствие, сырье, в том числе — тюленье мясо, жир, кожа. В тот год ледокольно-зверобойную компанию зимой в Белом море обеспечивали: ледокол американской постройки «Северный ветер», а также транспорты: «Мур- ман», «Дежнев» -— тот самый «Дежнев», который в 1942 году геройски вступил в бой с немецким карманным линкором «Адмирал Шеер» около порта Диксон и со вместно с береговой артиллерийской батареей заставил фашистского пирата от ступить и уйти в открытое море, а вскоре и вообще из арктического бассейна. За мыкал эту зверобойную эскадру «Георгий Седов». По доходившей до нас скудной информации коллеги по промыслу имели ре зультаты чуть ли не скромнее наших. К концу марта нас вместе со льдами вынесло через Горло Белого моря в район мыса Терско-Орловский. Промышлять станови лось все труднее. Крупный зверь, почитай, весь ушел в воду — у него начался бур ный брачный период. На льду оставались полувылинявшие подростки-тюлени — полухохлуши, полусерки. При обычных в это время года северо-западных ветрах тут уже заметно ощущалась морская зыбь, идущая с Баренцева моря. Льдины бук вально уходили из-под ног и нередко приходилось опасно балансировать на от дельных ледовых обломках, словно на качелях. И вот где-то 27—28 марта мы полу чили распоряжение Главка: заканчивать промысел и следовать в порт Молотовск (нынешний Северодвинск) для выгрузки добытой продукции и подготовки к сле дующему весеннему рейсу. На борту «Георгия Седова» к этому времени было около 16 тысяч шкур с салом и туш мяса забитого морского зверя. Ледокол «Северный ветер» под коман дой капитана Юрия Константиновича Хлебникова собрал всех заслуженных, но очень уставших собратьев в один караван и повел в порт для выгрузки. Зверобои- моряки получили небольшой отдых перед предстоящими грузовыми работами в порту. И подсчитывали, прикидывали... что мы будем иметь от этого промыслово го рейса. Кстати сказать, подсчеты не очень радовали. Вместо запланированных 25—30 тысяч голов удалось добыть чуть более 16 тысяч, включая мелочь — типа зеленцов и бельков. Конечно, шкурки мелкого зверя имели особую ценность, одна ко по общей стоимости они не могли конкурировать со шкурами, салом и мясом крупных зверей. Итак, караван промысловых судов: «Георгий Седов», «Мурман», «Дежнев» под проводкой дизель-электрического ледокола «Северный ветер» двинулся из района между Терско-Орловским и Городецким на юг, в порт Молотовск. Ледовая обста новка была довольно сложная. Большие массы опресненного, торосистого льда задерживали продвижения большого по составу и маломощного каравана. Конец марта и начало апреля — высшая стадия нарастания зимнего льда в Бе лом море. Сильно опресненный, прокаленный жестокими морозами, беломорский ледовый монолит не уступает по своей структуре и сопротивлению к разрушению многолетним арктическим льдам. Естественно, что старые, потрепанные в полярных походах и работавшие на некачественном угле паровые суда нередко застревали в ледовых каналах. Да и сами каналы в данных условиях были понятиями весьма относительными. Горло 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz