Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

дальнего плавания, он вступил в командование «Седовым». Ко времени моего по­ вествования он командовал этим судном уже шесть лет, пройдя всю войну. Горло Белого моря очень беспокойный, особенно в зимнее время, район. Тут сильные приливо-отливные и ветровые течения, напряженный дрейф причудливо торосистых беломорских льдов. Поэтому капитан Румке очень много времени про­ водил на мостике. За свою многолетнюю моряцкую судоводительскую жизнь он досконально изучил коварный характер ледовой стихии и привык к неусыпному бдению на студеных, продуваемых всеми ветрами крыльях верхнего мостика. При­ менительно к нему точно звучала поговорка: для старого моряка лучше мостика нет места на свете! А в вороньем гнезде, или бочке, наблюдательной будке на носовой мачте, кото­ рая действительно напоминает большую бочку, устраивается штатный наблюда­ тель из зверобоев, бочечник, или бочковой, — Федор Васильевич Медведев. У каж­ дого зверобоя-промышленника традиционно свои, строго определенные обязан­ ности. Например, гарпунеры (стрелки), съемщики-промышленники, свежующие убитых зверей, Чернова — наиболее многочисленная группа из неквалифицирован­ ных зверобоев. Последние с помощью удобных кожаных лямок подбирают в юрки снятые шкуры и стаскивают их в общие кучи по 80—100 штук и более. Позднее, обычно в вечернее и ночное время, ледокол подходит к этим кучам, и зверобои с помощью судовых лебедок поднимают шкуры на борт в трюм. Федор Васильевич много лет подряд — и до войны и в послевоенные годы — был штатным бочечником. Признанный ледовый лоцман, опытный наблюдатель за полярными льдами, он много помогал вахтенным штурманам ледокола выби­ рать более краткие и безопасные пути во льдах. Человек энергичный, отважный, с явно выраженными задатками лидера промысловых операций, Федор Васильевич был хорошо знаком с большинством полярных капитанов, старпомов, боцманов и просто со старыми моряками-полярниками. Судоводители ледокольно-транспорт­ ных судов, особенно стареньких пароходов, относились к ледовым лоцманам с боль­ шим уважением и вниманием. Да, на судне все заняты выполнением своих обязанностей. Члены экипажа пра­ вят вахты, выполняют различные судовые работы, которых всегда... как на бар­ ском дворе. А зверобои располагаются на временное житье в своих штатных поме­ щениях — твиндеках. Что же такое твиндек? Это в переводе на русский язык что-то вроде «промежуточная палуба». А если точнее, то помещения между палубами. Эти помещения предусматриваются еще при постройке специализированных судов, предназначенных для промысловых экспедиций. В них помещаются зверобои в зим­ них плаваниях или экспедиционный состав при исследовательских рейсах в Аркти­ ке. Кто только не ютился в этих малоприспособленных для нормальной жизни ле­ гендарных твиндеках: ученые-исследователи, зимовщики и строители полярных станций, зверобои и военные, а иногда и заключенные... Помещение это простое, с элементарным оборудованием. Двухъярусные сплошные нары с несколькими уз­ кими проходами, намертво закрепленные обеденные столы и скамейки — банки, а также предметы судового оборудования — пожарные посты, шланги, топоры, баг­ ры, кошмы, вентиляционные трубы и хоботки с решетками, динамики, вот, пожа­ луй, и все. Зверобои — народ закаленный, непритязательный. Они нередко живут и ночу­ ют в открытых промысловых лодках на дрейфующих льдах. И судовой твиндек для них вполне подходящее общежитие. Пока осваивались и располагались в твин­ деке, наш главный кормилец, бригадный кок Егор Степанович Широкий, уже орга­ 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz