Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
дальнего плавания, он вступил в командование «Седовым». Ко времени моего по вествования он командовал этим судном уже шесть лет, пройдя всю войну. Горло Белого моря очень беспокойный, особенно в зимнее время, район. Тут сильные приливо-отливные и ветровые течения, напряженный дрейф причудливо торосистых беломорских льдов. Поэтому капитан Румке очень много времени про водил на мостике. За свою многолетнюю моряцкую судоводительскую жизнь он досконально изучил коварный характер ледовой стихии и привык к неусыпному бдению на студеных, продуваемых всеми ветрами крыльях верхнего мостика. При менительно к нему точно звучала поговорка: для старого моряка лучше мостика нет места на свете! А в вороньем гнезде, или бочке, наблюдательной будке на носовой мачте, кото рая действительно напоминает большую бочку, устраивается штатный наблюда тель из зверобоев, бочечник, или бочковой, — Федор Васильевич Медведев. У каж дого зверобоя-промышленника традиционно свои, строго определенные обязан ности. Например, гарпунеры (стрелки), съемщики-промышленники, свежующие убитых зверей, Чернова — наиболее многочисленная группа из неквалифицирован ных зверобоев. Последние с помощью удобных кожаных лямок подбирают в юрки снятые шкуры и стаскивают их в общие кучи по 80—100 штук и более. Позднее, обычно в вечернее и ночное время, ледокол подходит к этим кучам, и зверобои с помощью судовых лебедок поднимают шкуры на борт в трюм. Федор Васильевич много лет подряд — и до войны и в послевоенные годы — был штатным бочечником. Признанный ледовый лоцман, опытный наблюдатель за полярными льдами, он много помогал вахтенным штурманам ледокола выби рать более краткие и безопасные пути во льдах. Человек энергичный, отважный, с явно выраженными задатками лидера промысловых операций, Федор Васильевич был хорошо знаком с большинством полярных капитанов, старпомов, боцманов и просто со старыми моряками-полярниками. Судоводители ледокольно-транспорт ных судов, особенно стареньких пароходов, относились к ледовым лоцманам с боль шим уважением и вниманием. Да, на судне все заняты выполнением своих обязанностей. Члены экипажа пра вят вахты, выполняют различные судовые работы, которых всегда... как на бар ском дворе. А зверобои располагаются на временное житье в своих штатных поме щениях — твиндеках. Что же такое твиндек? Это в переводе на русский язык что-то вроде «промежуточная палуба». А если точнее, то помещения между палубами. Эти помещения предусматриваются еще при постройке специализированных судов, предназначенных для промысловых экспедиций. В них помещаются зверобои в зим них плаваниях или экспедиционный состав при исследовательских рейсах в Аркти ке. Кто только не ютился в этих малоприспособленных для нормальной жизни ле гендарных твиндеках: ученые-исследователи, зимовщики и строители полярных станций, зверобои и военные, а иногда и заключенные... Помещение это простое, с элементарным оборудованием. Двухъярусные сплошные нары с несколькими уз кими проходами, намертво закрепленные обеденные столы и скамейки — банки, а также предметы судового оборудования — пожарные посты, шланги, топоры, баг ры, кошмы, вентиляционные трубы и хоботки с решетками, динамики, вот, пожа луй, и все. Зверобои — народ закаленный, непритязательный. Они нередко живут и ночу ют в открытых промысловых лодках на дрейфующих льдах. И судовой твиндек для них вполне подходящее общежитие. Пока осваивались и располагались в твин деке, наш главный кормилец, бригадный кок Егор Степанович Широкий, уже орга 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz