Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
зался не лед в истинном смысле, а густая, плотная масса, тертая и вязкая. Лодки одна за другой начали застревать в этой ледово-снежной гуще. Как говорят в та кой ситуации промысловики: ни тягом, ни лягом! А если конкретно, то движение стопорилось из-за невозможности продвижения лодок вперед. На веслах лодки не шли, потому что весла было невозможно погрузить в ледо вое месиво. Оно постоянно уплотнялось перед носом лодки и не пускало вперед. Упираться веслами или баграми тоже невозможно — отсутствовала опора. Нельзя выйти из лодки на лед из-за отсутствия такового. Густая каша совершенно не дер жит человека, хотя зверобои известны как феноменальные ходоки по дрейфующим льдам своей легендарной промысловой побежкой. И все же промысловики медлен но, но упорно продвигаются к ледоколу. Общими усилиями двух-трех лодок, чуть выдвинувшихся вперед, они подтягивают следующую. Далее от берега стало чуть легче. Течение растягивало ледовую крошку, появились небольшие «окна» чистой воды. Пустили в ход весла, и движение стало налаживаться. Спустя несколько ча сов подошли вплотную к борту ледокола. Началась погрузка на судно. Заработали судовые лебедки, и промысловые лодки вместе с походным снаряжением пошли на палубу. Здесь быстро разгружались, уступая место следующим. Энергично, несует ливо, организованно работали моряки судна и зверобои. Короткий зимний день закончился, завершилась посадка поморов на судно. Старый арктический бродяга «Георгий Седов», тяжело вздохнув машиной, слегка вздрогнул корпусом и начал движение вперед с плавным разворотом на курс. Его путь лежал к Кандалакшскому заливу, точнее, к водоразделу между Двинским, Онежским и Кандалакшским заливами. Здесь на дрейфующих льдах испокон веков в зимние месяцы располагались многочисленные стада залежки гренландских тюле ней. Здесь рождалось новое поколение этих морских животных. На них в течение нескольких веков охотились поморы — жители прибрежных беломорских поселений. К этим местам скопления морского зверя и вел свой пароход опытный поляр ный капитан Эрнст Германович Румке. Уже немолодой, среднего роста, плотного телосложения, моряк в меховом штурманском пальто, каракулевой шапке с кожа ным верхом и в добротных унтах. Он спокойно и уверенно стоял на крыле откры того верхнего мостика, изредка негромко подавал команды рулевому, время от времени перебрасывался короткими фразами с вахтенным штурманом. Капитан Румке вообще был человеком не очень общительным, малоразговорчивым, что характерно для большинства прибалтов. Он начал плавать еще в самом начале века матросом, кочегаром на судах частных компаний. В 1914 году в начале Первой мировой войны Эрнст Германович оказался в Англии в составе экипажа одного из русских судов. В 1918 году англичане отправили всех российских моряков в Архан гельск на родину. Румке поступил матросом на ледокольный пароход «Малыгин» и с этого времени на всю жизнь связал свою судьбу с Севером, с Арктикой и ледо кольным флотом. На многих судах — «Федор Литке», «Мироныч», «Пушкин» и других — при шлось поработать ему сначала матросом, потом боцманом. В 1931 году сорокалет ний моряк Румке окончил курсы штурманов малого плавания и сразу же получил назначение помощником капитана. С образованием Главсевморпути Эрнст Гер манович работал на ледокольном пароходе «В. Русанов», а после окончания кур сов штурманов дальнего плавания — на «Садко». В 1940 году, плавая старшим помощником капитана на ледоколе «И. Сталин», он участвовал в трудном зимнем арктическом походе по выводу из полярных льдов легендарного парохода «Георгий Седов». В том же году, получив диплом капитана 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz