Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
Зверобойная кампания на ледоколах М орозным январским утром 1946 года бригада промышленников из Дол- гощелья и Койды собиралась спускаться с мыса Воронов на морские дрей фующие льды навстречу подходившему сюда ледокольному пароходу «Ге- оргий Седов». На нем зверобои отправлялись в Горло Белого моря промышлять гренландского тюленя. Промышленники уже несколько дней томились тут от вы нужденного безделья. События развивались по традиции спонтанно и непредска зуемо. Получив предварительное уведомление об ориентировочных сроках подхода ледокола к Воронову, местное начальство, как всегда с запасом — ледокол может подойти ранее и ждать не станет — двинуло бригады заранее — ничего, подождут. И получилось как обычно: ватага зверобоев на оленях подскочила на Воронов. Глядь, а ледокола и в помине нет. Он по всей вероятности еще только собирался в рейс из Мурманского порта после небольшого ремонта, чтобы принять промыш ленников на борт, ну... все как всегда! Мыс Воронов с давних пор был базой и местом сбора промысловых бригад перед посадкой на ледокол. Он занимает удобное географическое положение, явля ясь северо-восточным входным мысом в Горло Белого моря. Здесь испокон веков, еще за несколько столетий до появления ледокольного флота, лихие промысловые ватаги мезенских, кулойских, койденских поморов вели зимний зверобойный про мысел. Места для промысла удобные, но очень неспокойные. Мыс Воронов, остров Моржовец, Кедовские кошки отличались сильными, быстрыми приливо-отливны ми течениями, частыми штормовыми ветрами, снежными буранами Это всегда дер жало промысловиков-зверобоев в азартном охотничьем напряжении. Лед под дей ствием ветров и течений дрейфует очень динамично, поэтому требуется немалый опыт, точный расчет по времени: когда необходимо быстро спускаться на движу щийся лед, добраться до лежащего на льду стада тюленей, добыть максимально возможное количество зверей — забить, освежевать, то есть снять шкуры с тол стым слоем жира, упаковать шкуры в юрок и также проворно среди льдин, торо сов, трещин выйти на берег. Время неумолимо, движение льда безостановочно — несколько минут опоздания и беда. Лед двинулся в противоположном направлении, между берегом и кромкой дрей фующего льда образовалась полоска воды, которая быстро на глазах расширяется. Лед пошел от берега в море, а промышленник с юрком уже должен быть на берегу. Не успел выбраться -—унесет в открытое море. А куда двинется ледовая масса при следующем приливе, зависит от направления и силы ветра, что точно предсказать невозможно. Да, промысел тюленя с берега в районе Горла Белого моря, особенно на острове Моржовец и Кедовских кошках, занятие трудное и опасное, требующие большого опыта, сноровки, энергии и физической силы. Иное дело — промысел с ледокола. Тут все сравнительно стабильно, предсказу емо, надежно. Ледокол активно работает во льдах открытого моря, где ледовые массивы дрейфуют более направленно и спокойно, чем у берегов. Ледокол отыски вает район скопления тюленьей залежки, подходит к местам залегания зверя почти вплотную. Промышленники, спустившись с ледокола на дрейфующий лед, посто янно видят его недалеко от района своей работы и трудятся уверенно и спокойно. ч» 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz