Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
ной приличной бухты или судоходной реки. Берег совершенно открытый на всем пути — две или три речки и те пересыхают на малой воде. А суда заметно дрейфуют к берегу. Но, как говорят: не было бы счастья, да несчастье помогло! Циклон по современной классификации оказался не по-летне му глубоким и шел на северо-восток сравнительно быстро. Ветер был штормовой, жесткий — ломал мачты, рвал паруса. Волны постоянно залетали через борта низ ко сидевших в грузу карбасов. Моряки через силу отливали воду чем попало — помпы не справлялись, какие там возможности у ручных помп. «Бились смертно, но страха не было, одно в голове — карбас и груз спасать надо», — рассказывал потом мой старший брат. Кормщики изо всех сил старались удерживать суда насколько возможно круче к ветру, пытаясь, если не уйти в море, то хотя бы удерживаться подальше от берега. Это был крайний риск — карбаса буквально захлебывались от крутой встречной волны. Однако капитаны не без основания считали, что «дикий» запад с шелоником скоро уйдет к побережнику потому, что очень уж резко менял направления. Парфен Осипович Буторин, Василий Федерович Широкий, другие кормщики всемерно ободряли «матросов», стараясь убраться в голомяную сторону. Они ока зались правы. Ветер-таки пошел к побережнику и стал налетать порывами -— вер ный признак скорого ослабления. Скорость карбасов стала заметно увеличи ваться — пошли ровнее, волны реже забрасывало через борт. Наконец, впереди слева стал обрезаться Конушин мыс, а немного погодя (как это считать — часов 5—6?!) забежали уже с попутным штормом за Конушин- скую коргу. «Как за пазуху сунулись!» — вспоминали позднее этот очень тяже лый и опасный морской ход вдоль северо-западного побережья Канинского по луострова. Прошло три-четыре дня, пока тархановцы приводили в порядок потрепанные штормом карбасы, рангоут, паруса, снасти. Теперь на Корге опять собрался весь флот. Промышленники выжидали погоду и делали последние приготовления к пе реходу домой. Наконец, с попутным северком снялись с Конушина и сутки спустя подходили к устью родного широченного Кулоя. Все обошлось и закончилось благополучно, если не считать несколько поломанных мачт, райн, да порванных парусов — что же, — дело морское! Главный юровщик — флагман Тимофей Андреянович Широкий распорядился приспустить средний парус. Он пропускал вперед все карбаса, выполняя старин ную благородную традицию. Передовщик должен лично убедиться, что все вверен ные под его руководство на время промысла морские суда вошли в устье родной гавани благополучно. Карбас вожака входил в Кулой последним. Легко и весело на душе промышленников — завершили очередную трудную путину. Поразительно скоро забываются все моряцкие невзгоды. Лишь когда-ни- будь в полушутливой, с добрым юмором беседе за рюмкой тот или другой отваж ный помор коснется, как в усмерть бились с штормовой стихией темной осенней ночью в суровом северном Беломорье. А теперь белужщики уже огибали с прибы лой водой да северным попутным ветром луговой Чалковский Нос. Впереди в ве черней благодати открывалось Долгощелье. «...подковою выгнув крыло, родное мое Долгощелье, до боли родное село!» — так написал много лет спустя наш зем ляк поморский поэт Федор Широкий. Отважные мужики вынялись с очередного морского промысла. На берегу со брались все жители — встречали моряков. 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz