Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

ной приличной бухты или судоходной реки. Берег совершенно открытый на всем пути — две или три речки и те пересыхают на малой воде. А суда заметно дрейфуют к берегу. Но, как говорят: не было бы счастья, да несчастье помогло! Циклон по современной классификации оказался не по-летне­ му глубоким и шел на северо-восток сравнительно быстро. Ветер был штормовой, жесткий — ломал мачты, рвал паруса. Волны постоянно залетали через борта низ­ ко сидевших в грузу карбасов. Моряки через силу отливали воду чем попало — помпы не справлялись, какие там возможности у ручных помп. «Бились смертно, но страха не было, одно в голове — карбас и груз спасать надо», — рассказывал потом мой старший брат. Кормщики изо всех сил старались удерживать суда насколько возможно круче к ветру, пытаясь, если не уйти в море, то хотя бы удерживаться подальше от берега. Это был крайний риск — карбаса буквально захлебывались от крутой встречной волны. Однако капитаны не без основания считали, что «дикий» запад с шелоником скоро уйдет к побережнику потому, что очень уж резко менял направления. Парфен Осипович Буторин, Василий Федерович Широкий, другие кормщики всемерно ободряли «матросов», стараясь убраться в голомяную сторону. Они ока­ зались правы. Ветер-таки пошел к побережнику и стал налетать порывами -— вер­ ный признак скорого ослабления. Скорость карбасов стала заметно увеличи­ ваться — пошли ровнее, волны реже забрасывало через борт. Наконец, впереди слева стал обрезаться Конушин мыс, а немного погодя (как это считать — часов 5—6?!) забежали уже с попутным штормом за Конушин- скую коргу. «Как за пазуху сунулись!» — вспоминали позднее этот очень тяже­ лый и опасный морской ход вдоль северо-западного побережья Канинского по­ луострова. Прошло три-четыре дня, пока тархановцы приводили в порядок потрепанные штормом карбасы, рангоут, паруса, снасти. Теперь на Корге опять собрался весь флот. Промышленники выжидали погоду и делали последние приготовления к пе­ реходу домой. Наконец, с попутным северком снялись с Конушина и сутки спустя подходили к устью родного широченного Кулоя. Все обошлось и закончилось благополучно, если не считать несколько поломанных мачт, райн, да порванных парусов — что же, — дело морское! Главный юровщик — флагман Тимофей Андреянович Широкий распорядился приспустить средний парус. Он пропускал вперед все карбаса, выполняя старин­ ную благородную традицию. Передовщик должен лично убедиться, что все вверен­ ные под его руководство на время промысла морские суда вошли в устье родной гавани благополучно. Карбас вожака входил в Кулой последним. Легко и весело на душе промышленников — завершили очередную трудную путину. Поразительно скоро забываются все моряцкие невзгоды. Лишь когда-ни- будь в полушутливой, с добрым юмором беседе за рюмкой тот или другой отваж­ ный помор коснется, как в усмерть бились с штормовой стихией темной осенней ночью в суровом северном Беломорье. А теперь белужщики уже огибали с прибы­ лой водой да северным попутным ветром луговой Чалковский Нос. Впереди в ве­ черней благодати открывалось Долгощелье. «...подковою выгнув крыло, родное мое Долгощелье, до боли родное село!» — так написал много лет спустя наш зем­ ляк поморский поэт Федор Широкий. Отважные мужики вынялись с очередного морского промысла. На берегу со­ брались все жители — встречали моряков. 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz