Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

круглогодичных навигациях. Дорогие коллеги-друзья, простите великодушно — трудно всех поместить на листе бумаги. Но вы все в моем сердце. А дорогие читате­ ли, простите за пространное отступление от основной темы. Теплоход «Кандалакша» 24 апреля пришел под проводкой «Капитана Никола­ ева» на рейд Дудинки и сразу же направился к причалу. У соседнего причала стоял, уже сравнительно жидко попыхивая паром и грязно мутным дымом, однотипный с нашим теплоход «Мончегорск». На нем тоже горели в трюме окатыши. Пакостный груз нам нынче достался. Вот капитан «Мончегорска» Владимир Карлов расска­ зывает: «Эти подлые окатыши портовики просто из-под воды черпают: откачаем немного, опять черпают. Только из-под воды появятся — тут же горят!». Да, учтем при предстоящей выгрузке. Наш переход от Мурманска до Дудинки продолжался 13 суток, из них 8 суток с горящим трюмом, в том числе 5 суток по Енисею. В прошлые рейсы за такой пери­ од весь переход осуществляли. Тут еще немалый тормозящий фактор — максималь­ ные толщины льда — пик зимней ледовой навигации. Выгрузка партии окатышей прошла относительно спокойно. Из аварийно-по­ жарного трюма тоже черпали из-под воды, в остальных трюмах груз вел себя спо­ койно и выгружался по варианту: трюм — вагон. Правда, возникла одна проблема при зачистке горящего трюма. Портовики категорически отказались спускаться в трюм и работать там на бульдозере — сгребать остатки груза под грейфер. При­ шлось собирать экипаж и вызывать добровольцев. Моряки народ отчаянный и отнюдь не боялись залезать в трюм. Нужен был специалист, умеющий работать на бульдозере. Умелец тут же нашелся: один из мотористов (к сожалению, не запом­ нил фамилию) работал бульдозеристом во время службы в строительных частях. Решили попросить портовиков опустить бульдозер в трюм и своими силами зачис­ тить его от этих постылых окатышей. Моряки уже «завелись», и останавливать их было бы нелогично, несправедливо. Вместе с мотористом в трюм пошел боцман, а с ними решительно отправился главный механик, категорично заявив собранию: «Я главный ответственный за технику безопасности в своей службе, я и пойду обес­ печивать работу. Да и надоело сидеть и ждать в ЦПУ: сгорим — не сгорим!». Одевшись в спецкостюмы и защитные маски, они нырнули во все еще дымя­ щую и парящую трюмную пропасть. А примерно через час бригадир грузчиков вдруг заявил старпому, что только они имеют право работать в трюме. Наши ребя­ та работали там энергично, азартно, сняв противогазные маски и закинув их в угол. Это обстоятельство, вероятно, подействовало на грузчиков — взыграл профессио­ нальный кураж! К концу смены зачистка последнего четвертого трюма была завер­ шена, и закончен очередной экстремальный зимний рейс Мурманск—Дудинка. Сти­ видоры уже подвозили на причал первые пакеты меди. Мой добрый старый приятель, ныне покойный, известный писатель Борис Сте­ панович Романов, бывший тогда на нашем судне в командировке, завершая рас­ сказ о событиях того рейса, написал: «Нужно было заканчивать погрузку и спе­ шить в Мурманск за последней до паводка на Великой реке партией окатышей и везти этот окатыш комбинату, ибо стране, в свою очередь, нужен был МЕТАЛЛ!». Ну что же, очередной жесткий урок по перевозке опасных грузов морем мы полу­ чили — можно и... окатыши! Только технические условия на перевозку этого ко­ варного груза подработайте, господа-специалисты. Довольно подставлять моря­ ков под сомнительные эксперименты. 370

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz