Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
ко, плавно, грациозно проплывает в нескольких метрах от судна. Спокойная, чет кая команда: «“Кандалакша”, полный ход вперед!». Бросаем ручки машинного те леграфа вперед — корпус вздрогнул, и судно, покачиваясь на приличном участке свободной после прохода ледокола воды, бодро побежало вперед по каналу. А ка питан ледокола приветливо продолжает: «Держись в струе, Леонид Степанович, у нас запас большой, в случае чего — отскочим!». Это означает, что у ледокола большой запас мощности, и мы можем идти пол ным ходом всего в нескольких десятках метров от его кормы, не опасаясь наехать на ледокол сзади. Такая предельная напряженность и ответственность старших командиров ледоколов присутствует постоянно на многодневных проводках транспортных судов. И ведут атомоходы — корабли с ядерными силовыми уста новками — великолепные судоводители — достойные капитаны. Я иногда в дружеских беседах с чувством глубокого уважения высказывал нашу благодарность за их всегда доброе, великодушное, приветливое поведение при со вместных плаваниях в ледовых экстремальных условиях. И то сказать: бывало ле докол и так и этак около транспорта кружит — то вдоль борта на скорости пром чится, раскачивая ледовую массу, то корму подсунет под самый нос, размывая ле довую кашу, поворочается, раздвигая кромки канала. А ты — немного продвинулся и снова: «“Арктика”, мы остановились?!». Ну, не идет судно и все тут. А капитан Голохвастов: «Понял, спускаюсь к вам кормой» или «Постойте, еще раз пробежим ся по борту». И все спокойно, ровно, нередко с доброй прибауткой. Сколько же им терпения нужно, думает старый капитан, с огорчением глядя на своего не очень бойкого, хотя и ледокольно-транспортного.... Да, превосходные профессионалы, классные мастера своего нелегкого дела, красивые люди: капитаны-ледокольщики Б. М. Соколов, Ю. С. Кучиев, В. К. Ко четков, А. А. Ламехов, Г. А. Улитин, В. И. Шестопалов, 3. А. Вибах, В. С. Смоля- гин, В. Н. Красовский, В. С. Куликов, А. А. Смирнов, В. С. Давыдянц, В. Н. Ореш- ко, Е. И. Банников, А. Н. Баринов, капитаны дизельных ледоколов В. С. Вакула, А. М. Кошелев, Ю. М. Клюев, Г. Н. Кубышкин, А. Н. Чупыра, И.К. Мациганов- ский, Е. Б. Воробьев, О. И. Агафонов. Но было бы несправедливо обойти здесь молчанием других судоводителей-ка- питанов транспортников. Тех, кто водил и водит свои корабли кроме арктических трасс по великим дорогам Мирового океана. Это достойные мореплаватели, изве стные капитаны — представители нескольких поколений: А. Т. Попов, И. М. Бель ков, А. Ф. Пинежанинов, М. Г. Каск, Б. К. Хлебников, Г. Д. Бурков, А. М. Долгов, Ю. П. Лупкин, Р. Б. Игрицкий, В. В. Кононов, А. Ф. Загорский, Л. В. Ленский, А. М. Доброслов. Хочется особо отметить еще одного великолепного полярного капитана — первую женщину — капитана ледокольно-транспортного флота Тиб- ряеву Людмилу Анатольевну. Мы с Людмилой Анатольевной старые добрые кол- леги-приятели. Работая в свое время капитаном-наставником в пароходстве, я при нимал экзамены у Людмилы Тибряевой на занятие должности старшего помощни ка капитана, а спустя несколько лет в составе комиссии, — на должность капитана транспортных судов. Заключения единогласны — теоретические знания и практи ческие навыки — «отлично», должности капитана судов ледокольно-транспортно го флота без ограничения соответствует. Экзаменаторы, а также старшие специа листы, рекомендовавшие судоводителя Тибряеву в капитаны, не ошиблись. Капи тан дальнего плавания Людмила Тибряева более двадцати лет успешно, активно и безопасно водит суда ледокольно-транспортного флота, в том числе в арктических, 369
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz