Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

ко, плавно, грациозно проплывает в нескольких метрах от судна. Спокойная, чет­ кая команда: «“Кандалакша”, полный ход вперед!». Бросаем ручки машинного те­ леграфа вперед — корпус вздрогнул, и судно, покачиваясь на приличном участке свободной после прохода ледокола воды, бодро побежало вперед по каналу. А ка­ питан ледокола приветливо продолжает: «Держись в струе, Леонид Степанович, у нас запас большой, в случае чего — отскочим!». Это означает, что у ледокола большой запас мощности, и мы можем идти пол­ ным ходом всего в нескольких десятках метров от его кормы, не опасаясь наехать на ледокол сзади. Такая предельная напряженность и ответственность старших командиров ледоколов присутствует постоянно на многодневных проводках транспортных судов. И ведут атомоходы — корабли с ядерными силовыми уста­ новками — великолепные судоводители — достойные капитаны. Я иногда в дружеских беседах с чувством глубокого уважения высказывал нашу благодарность за их всегда доброе, великодушное, приветливое поведение при со­ вместных плаваниях в ледовых экстремальных условиях. И то сказать: бывало ле­ докол и так и этак около транспорта кружит — то вдоль борта на скорости пром­ чится, раскачивая ледовую массу, то корму подсунет под самый нос, размывая ле­ довую кашу, поворочается, раздвигая кромки канала. А ты — немного продвинулся и снова: «“Арктика”, мы остановились?!». Ну, не идет судно и все тут. А капитан Голохвастов: «Понял, спускаюсь к вам кормой» или «Постойте, еще раз пробежим­ ся по борту». И все спокойно, ровно, нередко с доброй прибауткой. Сколько же им терпения нужно, думает старый капитан, с огорчением глядя на своего не очень бойкого, хотя и ледокольно-транспортного.... Да, превосходные профессионалы, классные мастера своего нелегкого дела, красивые люди: капитаны-ледокольщики Б. М. Соколов, Ю. С. Кучиев, В. К. Ко­ четков, А. А. Ламехов, Г. А. Улитин, В. И. Шестопалов, 3. А. Вибах, В. С. Смоля- гин, В. Н. Красовский, В. С. Куликов, А. А. Смирнов, В. С. Давыдянц, В. Н. Ореш- ко, Е. И. Банников, А. Н. Баринов, капитаны дизельных ледоколов В. С. Вакула, А. М. Кошелев, Ю. М. Клюев, Г. Н. Кубышкин, А. Н. Чупыра, И.К. Мациганов- ский, Е. Б. Воробьев, О. И. Агафонов. Но было бы несправедливо обойти здесь молчанием других судоводителей-ка- питанов транспортников. Тех, кто водил и водит свои корабли кроме арктических трасс по великим дорогам Мирового океана. Это достойные мореплаватели, изве­ стные капитаны — представители нескольких поколений: А. Т. Попов, И. М. Бель­ ков, А. Ф. Пинежанинов, М. Г. Каск, Б. К. Хлебников, Г. Д. Бурков, А. М. Долгов, Ю. П. Лупкин, Р. Б. Игрицкий, В. В. Кононов, А. Ф. Загорский, Л. В. Ленский, А. М. Доброслов. Хочется особо отметить еще одного великолепного полярного капитана — первую женщину — капитана ледокольно-транспортного флота Тиб- ряеву Людмилу Анатольевну. Мы с Людмилой Анатольевной старые добрые кол- леги-приятели. Работая в свое время капитаном-наставником в пароходстве, я при­ нимал экзамены у Людмилы Тибряевой на занятие должности старшего помощни­ ка капитана, а спустя несколько лет в составе комиссии, — на должность капитана транспортных судов. Заключения единогласны — теоретические знания и практи­ ческие навыки — «отлично», должности капитана судов ледокольно-транспортно­ го флота без ограничения соответствует. Экзаменаторы, а также старшие специа­ листы, рекомендовавшие судоводителя Тибряеву в капитаны, не ошиблись. Капи­ тан дальнего плавания Людмила Тибряева более двадцати лет успешно, активно и безопасно водит суда ледокольно-транспортного флота, в том числе в арктических, 369

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz