Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
цати; паутина самых разных трубопроводов, многочисленные группы и ряды клин- кетов, клапанов. Огромное, сложное, пока недостаточно освоенное хозяйство со временного ледокольно-транспортного судна. Получили срочную радиограмму капитана теплохода «Мончегорск» В. Карло ва: «При выгрузке в порту Дудинка произошло сильное самовозгорание окаты шей. Средствами водо-пенно-углекислотного тушения остановить пожар не уда лось. Пришлось затопить груз». Такие вот дела с этими коварными окатышами — горят в море и в порту, с закрытыми и открытыми трюмами. Способ тушения, как выясняется, единственный — затопить водой. Подтвердилась правильность прика за капитана «Кандалакши» — затопить трюм — другого выхода не было. А ини циатива механиков затопить через осушительную систему спасла пожарную маги страль от разрушения. По мере затопления окатышей температура в трюме и смежных помещениях начала медленно, но стабильно снижаться. Главная опасность — разрушение пере борок и возникновение пожара в машинном отделении и трюмах с окатышами, по крайней мере, на время, кажется, отступила. Но судовождению это мероприятие не способствовало. Трюм густо парил, видимости с мостика практически не было. На замечания или указания капитана следить за каналом рулевой нередко с горечью отвечал: «Ну, ничего не вижу, Леонид Степанович, из-за этого проклятого пара, хоть руль бросай, и пусть идет, как получится». Устали моряки. Восемь суток беспрерывной опасности, напряжения, осозна ния чего-то грозного и таинственного там внизу, в трюме, безусловно, тяжело ска зывались на психологическом состоянии даже бывалых полярников. Через Туру- шинский перекат пробирались мучительно трудно, почти сутки. Ледовая каша на ограниченных глубинах набита до дна, и приходилось корпусом раздвигать и за пихивать ее под кромки канала. Капитан ледокола «Капитан Николаев» Анатолий Михайлович Кошелев, опыт ный мореход, профессиональный ледоколыцик и до щепетильности ответственный и обязательный человек, выжимал все возможное и много невозможного из своего элегантного ледового корабля. Правда, ему было несколько легче, нежели капита нам атомных ледоколов. Он уже знал, что мы довольно успешно подавляем разви тие возгорания груза, беспрерывно пропуская через него ледяную забортную воду. Анатолий Михайлович со своими помощниками вплотную проходил вдоль наше го корпуса с очередной околкой и расширением ледового канала, а если не помога ло, брал вплотную на буксир и «на усах» продергивал через особенно тяжелые ко ленца канала. Я всегда относился с благодарным восхищением к трудной, предельно напря женной работе наших коллег-капитанов ледоколов. Это великолепные профессио налы и элегантные, воспитанные инженеры-судоводители. Нужно обладать боль шим мастерством и недюжинной выдержкой и отвагой, чтобы водить на больших скоростях гигантские атомоходы в зимних арктических льдах буквально впритир ку к стоящим или очень медленно продвигающимся тоже крупнотоннажным, тяже логруженым транспортам. Во тьме полярной ночи в свете прожекторов иногда возникают фантастические видения. Когда стоишь на мостике, часто создается впечатление, что на тебя вдруг из ледовой, белесой мути на большой скорости надвигается многоэтажный, все сокрушающий гигант. Все приходит в движение. С диким грохотом громоздится сокрушаемый лед, резко кренится и сдвигается в сторону твой тяжелый, непово ротливый транспорт. Глухой могучий гул сотрясает надстройку. А атомоход лег 368
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz