Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

цати; паутина самых разных трубопроводов, многочисленные группы и ряды клин- кетов, клапанов. Огромное, сложное, пока недостаточно освоенное хозяйство со­ временного ледокольно-транспортного судна. Получили срочную радиограмму капитана теплохода «Мончегорск» В. Карло­ ва: «При выгрузке в порту Дудинка произошло сильное самовозгорание окаты­ шей. Средствами водо-пенно-углекислотного тушения остановить пожар не уда­ лось. Пришлось затопить груз». Такие вот дела с этими коварными окатышами — горят в море и в порту, с закрытыми и открытыми трюмами. Способ тушения, как выясняется, единственный — затопить водой. Подтвердилась правильность прика­ за капитана «Кандалакши» — затопить трюм — другого выхода не было. А ини­ циатива механиков затопить через осушительную систему спасла пожарную маги­ страль от разрушения. По мере затопления окатышей температура в трюме и смежных помещениях начала медленно, но стабильно снижаться. Главная опасность — разрушение пере­ борок и возникновение пожара в машинном отделении и трюмах с окатышами, по крайней мере, на время, кажется, отступила. Но судовождению это мероприятие не способствовало. Трюм густо парил, видимости с мостика практически не было. На замечания или указания капитана следить за каналом рулевой нередко с горечью отвечал: «Ну, ничего не вижу, Леонид Степанович, из-за этого проклятого пара, хоть руль бросай, и пусть идет, как получится». Устали моряки. Восемь суток беспрерывной опасности, напряжения, осозна­ ния чего-то грозного и таинственного там внизу, в трюме, безусловно, тяжело ска­ зывались на психологическом состоянии даже бывалых полярников. Через Туру- шинский перекат пробирались мучительно трудно, почти сутки. Ледовая каша на ограниченных глубинах набита до дна, и приходилось корпусом раздвигать и за­ пихивать ее под кромки канала. Капитан ледокола «Капитан Николаев» Анатолий Михайлович Кошелев, опыт­ ный мореход, профессиональный ледоколыцик и до щепетильности ответственный и обязательный человек, выжимал все возможное и много невозможного из своего элегантного ледового корабля. Правда, ему было несколько легче, нежели капита­ нам атомных ледоколов. Он уже знал, что мы довольно успешно подавляем разви­ тие возгорания груза, беспрерывно пропуская через него ледяную забортную воду. Анатолий Михайлович со своими помощниками вплотную проходил вдоль наше­ го корпуса с очередной околкой и расширением ледового канала, а если не помога­ ло, брал вплотную на буксир и «на усах» продергивал через особенно тяжелые ко­ ленца канала. Я всегда относился с благодарным восхищением к трудной, предельно напря­ женной работе наших коллег-капитанов ледоколов. Это великолепные профессио­ налы и элегантные, воспитанные инженеры-судоводители. Нужно обладать боль­ шим мастерством и недюжинной выдержкой и отвагой, чтобы водить на больших скоростях гигантские атомоходы в зимних арктических льдах буквально впритир­ ку к стоящим или очень медленно продвигающимся тоже крупнотоннажным, тяже­ логруженым транспортам. Во тьме полярной ночи в свете прожекторов иногда возникают фантастические видения. Когда стоишь на мостике, часто создается впечатление, что на тебя вдруг из ледовой, белесой мути на большой скорости надвигается многоэтажный, все­ сокрушающий гигант. Все приходит в движение. С диким грохотом громоздится сокрушаемый лед, резко кренится и сдвигается в сторону твой тяжелый, непово­ ротливый транспорт. Глухой могучий гул сотрясает надстройку. А атомоход лег­ 368

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz