Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
С особой благодарностью вспоминаю самоотверженную работу всего экипа жа — от старпома до дневального. Восемь суток шел теплоход «Кандалакша» с горящим в трюме грузом в тяжелейших зимних ледовых условиях Карского моря, речного участка Енисея до порта Дудинка. Невозможно перечислить все вариан ты, рекомендации, указания береговых служб морякам по борьбе с пожарами. Особая тяжесть в эти авральные дни легла на плечи старших командиров — старпома Константина Кочеткова и стармеха Виктора Голдаевича. Личной отва гой и неутомимостью выделялись штурмана Александр Долгов и Сергей Кривола пое. Они с разрешения капитана, облачившись в спецкостюмы и дыхательные ап параты, спускались сначала на твиндечную палубу, а затем и в тлеюще-дымящий и зловонно парящий трюм с горящими окатышами. На основании их подробных док ладов мы сравнительно успешно контролировали ситуацию в этом трюме, не по зволяя очагам пламени охватить соседние трюма с окатышами, танки с топливом, а главное, машинное отделение. Боцман Виктор Ярошенко, матросы Михаил Купринюк, Владимир Киселев, Руслан Саутиев, Василий Королев, Карл Полончик, Владимир Серов, великолеп ные профессионалы-моряки, кажется, совершенно не нуждались ни в каких указа ниях, распоряжениях, инструктажах. Всю авральную неделю они делили время: ходовая вахта на мостике и дежурства, наблюдения в соседних трюмах, междудон- ных танках, бортовых коридорах, днищевом туннеле. Они осуществляли неусып ный контроль за температурами у переборок, вокруг горящего трюма. Скользя, как истинные акробаты, в бесконечных лабиринтах судовых помещений по узким стальным трапам из одной горловины в другую, они своевременно и точно опреде ляли, где опасно поднимается температура, в какие отсеки необходимо подавать воду для охлаждения. У них в этой части даже своеобразный жаргон выработался: «Ну, как перебор ка? — «Ничего, плюнул — шипит, но не краснеет пока». — «Понятно — стесняет ся!». Или: «Я тут схватился за штурвал клапана, а он, гад, раскаленный, так я рука вицы в ледяную воду и опять за него — открыл!». Энергичные, упорные, ухватис тые моряки с энтузи азмом втянулись в роль спасателей и д ействовали профессионально и уверенно. И все же трюм нам пришлось затопить. Штурмана в очередной раз сунулись в преисподнюю, но через несколько минут уже были на верхней палубе. Там полыхает пожар — нечем дышать, жарко и ничего не видно, дым, пар... Поступают донесения о резком повышении температуры в смежных отсеках, опасно нагреваются переборки, термометры у переборок зашкалили. А температура наружного воздуха -32°. Подавать воду через пожарную магист раль — значит разрушить всю систему водотушения. Отдал приказание начать затопление четвертого трюма через осушительную систему. Главный механик Виктор Степанович Голдаевич и старший электромеха ник Сергей Николаевич Копытов — талантливые инженеры-механики, достойные старшие командиры, руководители электромеханической службы судна, мастера, которые знают и умеют все. Было принято решение пустить воду в трюм через осу шительную систему обратным ходом, чтобы пожарную магистраль не разморажи вать. Голдаевич постоянно на связи с мостиком — и на вахте и между вахтами. Когда он отдыхает? У него одна за другой предложения по работе технических средств в трюмах, балластах, соседних отсеках. Младшие механики и мотористы только успевают управляться с командами по заполнению, затоплению, орошению, откачке. А вспомогательных помещений, отсеков, балластных танков — более трид 367
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz