Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
ми за бортом. По докладу из машинного отделения уже через несколько минут пос ле взрыва температура у переборки подскочила до +80° — шелушится краска на переборке. Пустили в трюм углекислоту из всех баллонов станции углекислотного тушения — температура немного понизилась, но вскоре поднялась до 100°. Единственное, что облегчало наше положение — от взрыва не пострадало ма шинное отделение, и все механизмы системы работали исправно. Только сильно поднялась температура в помещении. Старший механик докладывает, что термо метры на 120° зашкаливают, механики меняют на спиртовые — до 180°. «Надо за полнять трюм водой, Леонид Степанович, у нас все готово», — предложил стар ший механик. Да, в принципе затопить трюм можно, но ... что мы получим от этого затопления? Во-первых, затопление трюма отрицательно скажется на качестве 3000 тонн окатышей. Во-вторых, пар, выделяющийся в результате затопления, приведет в негодность оборудование в верхних твиндечных помещениях, а также и ценный генеральный груз. В-третьих, и это самое главное, принятая в трюм вода значи тельно увеличит осадку «Кандалакши». А впереди ограниченные глубины на баре и перекатах реки Енисей. Запас воды под килем там может оказаться менее метра, и крепкий обломок льда, попавший под днище, будет скалою для судна. Нет, Виктор Степанович, подождем. Пока явной угрозы распространения оча га возгорания нет, будем, сколько возможно, отбиваться прокачкой забортной воды через бортовые и донные балласты. Как показали наблюдения, возгорания груза были совершенно нетипичные. Яркие, стремительные, будто молнии, голубоватые огненные жгуты молниеносно перемещались по поверхности массы окатышей из одного угла в другой. При этом температура в местах очередного возгорания в считанные минуты поднималась до невероятных размеров, нефиксируемых термо метрами, а затем сравнительно быстро падала, распространялся ужасающий смрад из смеси паров воды, металла, углекислоты, краски и всего прочего, что горело. В этой чрезвычайно сложной и опасной ситуации «Кандалакша» продолжала свой тяжкий ледовый путь под проводкой двух атомных ледоколов. А впереди, севернее острова Белый, ледовая обстановка была крайне сложная. Гидролог Ва лерий Лосев, облетавший на вертолете район предстоящего пути, заявил: «Миль 10— 12 еще можно порубиться, а вот повыше Белого такое творится, что не постро ено еще ледокола, чтобы пройти...». Старый заслуженный мастер ледовых дел знал, что говорил. После паузы четко заключил: «Надо другую дорогу искать, пойду мористее, посмотрю». Повторюсь, что вопрос буксировки вплотную не ставился: очень опасна была «Кандалакша» с таким грузом. Капитан «Арктики» Василий Александрович Го лохвастов время от времени участливо спрашивал: «Ну, как ты там, Леонид Степа нович, у себя на вулкане?». А я, стараясь попасть в тон, отвечал: «На Этне пока спокойно, помаленьку горим, дымимся и орошаемся». Вот так продолжали пробиваться к Енисею. Проходят сутки, двое, четверо. Атомоходы бьются поочередно, сокрушая торос за торосом, пробивая сморози, могучие обломки старых льдин. А у нас борьба на два-три фронта: со льдом, ог нем, водой, которая то мгновенно замерзает в трубопроводах и шлангах, то вски пает в трюме от раскаленных окатышей, судового набора, переборок. Больше все го в эти дни я опасался, чтобы это пламя, похожее на автоген, не расплавило пере борку между трюмом и машинным отделением. Переборка, конечно, стальная, но сравнительно тонкая — всего 14 миллиметров. Вот тогда уже реальная угроза жи вучести судна. 366
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz