Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

ми за бортом. По докладу из машинного отделения уже через несколько минут пос­ ле взрыва температура у переборки подскочила до +80° — шелушится краска на переборке. Пустили в трюм углекислоту из всех баллонов станции углекислотного тушения — температура немного понизилась, но вскоре поднялась до 100°. Единственное, что облегчало наше положение — от взрыва не пострадало ма­ шинное отделение, и все механизмы системы работали исправно. Только сильно поднялась температура в помещении. Старший механик докладывает, что термо­ метры на 120° зашкаливают, механики меняют на спиртовые — до 180°. «Надо за­ полнять трюм водой, Леонид Степанович, у нас все готово», — предложил стар­ ший механик. Да, в принципе затопить трюм можно, но ... что мы получим от этого затопления? Во-первых, затопление трюма отрицательно скажется на качестве 3000 тонн окатышей. Во-вторых, пар, выделяющийся в результате затопления, приведет в негодность оборудование в верхних твиндечных помещениях, а также и ценный генеральный груз. В-третьих, и это самое главное, принятая в трюм вода значи­ тельно увеличит осадку «Кандалакши». А впереди ограниченные глубины на баре и перекатах реки Енисей. Запас воды под килем там может оказаться менее метра, и крепкий обломок льда, попавший под днище, будет скалою для судна. Нет, Виктор Степанович, подождем. Пока явной угрозы распространения оча­ га возгорания нет, будем, сколько возможно, отбиваться прокачкой забортной воды через бортовые и донные балласты. Как показали наблюдения, возгорания груза были совершенно нетипичные. Яркие, стремительные, будто молнии, голубоватые огненные жгуты молниеносно перемещались по поверхности массы окатышей из одного угла в другой. При этом температура в местах очередного возгорания в считанные минуты поднималась до невероятных размеров, нефиксируемых термо­ метрами, а затем сравнительно быстро падала, распространялся ужасающий смрад из смеси паров воды, металла, углекислоты, краски и всего прочего, что горело. В этой чрезвычайно сложной и опасной ситуации «Кандалакша» продолжала свой тяжкий ледовый путь под проводкой двух атомных ледоколов. А впереди, севернее острова Белый, ледовая обстановка была крайне сложная. Гидролог Ва­ лерий Лосев, облетавший на вертолете район предстоящего пути, заявил: «Миль 10— 12 еще можно порубиться, а вот повыше Белого такое творится, что не постро­ ено еще ледокола, чтобы пройти...». Старый заслуженный мастер ледовых дел знал, что говорил. После паузы четко заключил: «Надо другую дорогу искать, пойду мористее, посмотрю». Повторюсь, что вопрос буксировки вплотную не ставился: очень опасна была «Кандалакша» с таким грузом. Капитан «Арктики» Василий Александрович Го­ лохвастов время от времени участливо спрашивал: «Ну, как ты там, Леонид Степа­ нович, у себя на вулкане?». А я, стараясь попасть в тон, отвечал: «На Этне пока спокойно, помаленьку горим, дымимся и орошаемся». Вот так продолжали пробиваться к Енисею. Проходят сутки, двое, четверо. Атомоходы бьются поочередно, сокрушая торос за торосом, пробивая сморози, могучие обломки старых льдин. А у нас борьба на два-три фронта: со льдом, ог­ нем, водой, которая то мгновенно замерзает в трубопроводах и шлангах, то вски­ пает в трюме от раскаленных окатышей, судового набора, переборок. Больше все­ го в эти дни я опасался, чтобы это пламя, похожее на автоген, не расплавило пере­ борку между трюмом и машинным отделением. Переборка, конечно, стальная, но сравнительно тонкая — всего 14 миллиметров. Вот тогда уже реальная угроза жи­ вучести судна. 366

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz