Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.
сты знают, что арктическое мореплавание это особый вид судоходства, связанный с постоянным риском, огромным напряжением, высокой ответственностью за бе зопасность судна, груза, а главное за жизнь моряков. Ведь в Арктике даже в летний период возможны всякие неожиданности, резко осложняющие работу флота. Вспоминается одно чрезвычайно происшествие при плавании зимой из Мур манска в Дудинку. Были последние дни апреля 1984 года. Теплоход «Кандалак ша», три месяца назад вступивший в состав флота после постройки в Финляндии, совершал свой второй зимний рейс на Дудинку. Груз был следующий: железные окатыши навалом весом 6000 тонн в трех трюмах, а также примерно столько же разного генерального груза, в основном автотехника и стройоборудование. В Боль шой Советской Энциклопедии сказано, что окатыши — это рудный материал в виде плотных комочков сферической формы, образуемых по принципу снежного кома, и что окатыши способны переносить транспортировку с перегрузками и дли тельное хранение. Однако начальник пароходства В. А. Игнатюк, посетивший суд но перед выходом в рейс, сказал: «Плохой груз повезешь, капитан. Будь внимате лен, особенно за температурой следи. Мы были вынуждены принять условия на перевозку, выданные специалистами Одесского института. Груз недостаточно про веренный, так скажем, необкатанный. Но он крайне необходим комбинату. По мни, капитан, что мы на прежних сортах окатышей трех моряков потеряли». «В таком случае не мешало бы доплатить, за страх морякам подбросить», — подумал капитан, но промолчал — не капитанское это дело всякие выгоды у на чальства выпрашивать. Пошли. Благополучно миновали Баренцево море, вступи ли в Карское. Мороз -33°. По указанию из Диксона от начальника штаба морских арктических операций А. М. Кашицкого проводку осуществляли атомоходы «Ар ктика» и «Сибирь». Моряки ежедневно проверяли температуру окатышей. Кроме того, в трюмах по два десятка датчиков пожарной сигнализации. Никаких тревож ных сигналов не было. А через пять суток после выхода из Мурманска, когда мы остановились около мощной ледовой кромки на подходах к острову Белый, на суд не прогремел взрыв чудовищной силы. Взорвались окатыши в четвертом трюме рядом с машинным отделением. В трюме находилось 3000 тонн окатышей, над ними на палубе твиндека около 400 тонн различного оборудования, а на крышках трю ма стояли 44 груженых морских контейнера. Перед иллюминаторами мостика взмет нулся огромный столб коричневого дыма с пылью, ледовым градом, обломками. По стенкам рулевой рубки хлестнула упругая струя серой ледово-металлической массы. Атомоходы, лед, полубак, грузовые краны исчезли в гороховой мгле. Взрывом сорвало твиндечное закрытие и разбросало грузовые места по углам твиндека, а контейнеры с верхних люковых крышек разлетелись, словно спичеч ные коробки. Все до одного крепежные стопоры были сорваны, и крышки припод няло над комингсами трюма. Объявили общесудовую тревогу, сообщили на ато моходы (да они и сами все видели и слышали). Началась борьба за живучесть суд на. А ситуация была критической. В двух трюмах с окатышами пока было тихо — когда и как они «выскажутся», не спрогнозируешь. На верхней палубе мороз -31°, воду для тушения возгораний груза в трюме пускать бесполезно, так как она тут же в шлангах замерзает. А за переборкой — машинное отделение — механизмы, сис темы жизнеобеспечения, под палубой трюма в топливных танках — мазут и ди зельное топливо. О подходе к борту судна атомоходов для оказания ему помощи не могло быть и речи: окатыши еще в двух трюмах. Вот в таких условиях экипаж вступил в едино борство со страшными противниками: с огнем в трюме, с морозом на палубе, льда 365
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz