Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

сты знают, что арктическое мореплавание это особый вид судоходства, связанный с постоянным риском, огромным напряжением, высокой ответственностью за бе­ зопасность судна, груза, а главное за жизнь моряков. Ведь в Арктике даже в летний период возможны всякие неожиданности, резко осложняющие работу флота. Вспоминается одно чрезвычайно происшествие при плавании зимой из Мур­ манска в Дудинку. Были последние дни апреля 1984 года. Теплоход «Кандалак­ ша», три месяца назад вступивший в состав флота после постройки в Финляндии, совершал свой второй зимний рейс на Дудинку. Груз был следующий: железные окатыши навалом весом 6000 тонн в трех трюмах, а также примерно столько же разного генерального груза, в основном автотехника и стройоборудование. В Боль­ шой Советской Энциклопедии сказано, что окатыши — это рудный материал в виде плотных комочков сферической формы, образуемых по принципу снежного кома, и что окатыши способны переносить транспортировку с перегрузками и дли­ тельное хранение. Однако начальник пароходства В. А. Игнатюк, посетивший суд­ но перед выходом в рейс, сказал: «Плохой груз повезешь, капитан. Будь внимате­ лен, особенно за температурой следи. Мы были вынуждены принять условия на перевозку, выданные специалистами Одесского института. Груз недостаточно про­ веренный, так скажем, необкатанный. Но он крайне необходим комбинату. По­ мни, капитан, что мы на прежних сортах окатышей трех моряков потеряли». «В таком случае не мешало бы доплатить, за страх морякам подбросить», — подумал капитан, но промолчал — не капитанское это дело всякие выгоды у на­ чальства выпрашивать. Пошли. Благополучно миновали Баренцево море, вступи­ ли в Карское. Мороз -33°. По указанию из Диксона от начальника штаба морских арктических операций А. М. Кашицкого проводку осуществляли атомоходы «Ар­ ктика» и «Сибирь». Моряки ежедневно проверяли температуру окатышей. Кроме того, в трюмах по два десятка датчиков пожарной сигнализации. Никаких тревож­ ных сигналов не было. А через пять суток после выхода из Мурманска, когда мы остановились около мощной ледовой кромки на подходах к острову Белый, на суд­ не прогремел взрыв чудовищной силы. Взорвались окатыши в четвертом трюме рядом с машинным отделением. В трюме находилось 3000 тонн окатышей, над ними на палубе твиндека около 400 тонн различного оборудования, а на крышках трю­ ма стояли 44 груженых морских контейнера. Перед иллюминаторами мостика взмет­ нулся огромный столб коричневого дыма с пылью, ледовым градом, обломками. По стенкам рулевой рубки хлестнула упругая струя серой ледово-металлической массы. Атомоходы, лед, полубак, грузовые краны исчезли в гороховой мгле. Взрывом сорвало твиндечное закрытие и разбросало грузовые места по углам твиндека, а контейнеры с верхних люковых крышек разлетелись, словно спичеч­ ные коробки. Все до одного крепежные стопоры были сорваны, и крышки припод­ няло над комингсами трюма. Объявили общесудовую тревогу, сообщили на ато­ моходы (да они и сами все видели и слышали). Началась борьба за живучесть суд­ на. А ситуация была критической. В двух трюмах с окатышами пока было тихо — когда и как они «выскажутся», не спрогнозируешь. На верхней палубе мороз -31°, воду для тушения возгораний груза в трюме пускать бесполезно, так как она тут же в шлангах замерзает. А за переборкой — машинное отделение — механизмы, сис­ темы жизнеобеспечения, под палубой трюма в топливных танках — мазут и ди­ зельное топливо. О подходе к борту судна атомоходов для оказания ему помощи не могло быть и речи: окатыши еще в двух трюмах. Вот в таких условиях экипаж вступил в едино­ борство со страшными противниками: с огнем в трюме, с морозом на палубе, льда­ 365

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz