Селиверстов, Л. С. Из Поморья - в океан : записки моряка / Л. С. Селиверстов. – Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 2005. - 374 с.: ил.

ПОСЛЕСЛОВИЕ Моряки ледокольно-транспортного флота М еня всегда восхищало неудержимое стремление полярных капитанов стар­ шего поколения в высокие широты Арктики. И заметим, что это благо­ родное и самоотверженное увлечение арктическим мореплаванием в 30-е годы прошлого столетия привело к замечательным открытиям в центральной части Полярного бассейна. Блестящие походы в высокие северные широты старень­ ких, маломощных ледокольно-транспортных судов покоряли своей дерзкой отва­ гой и устремленностью. Возьмите походы парохода «Г. Седов» под командованием капитана В. И. Во­ ронина к архипелагам Земля Франца-Иосифа, Шпицберген, в такие труднодоступ­ ные пункты, как Земля Александры, бухта Нагурского, к островам Рудольфа, Вик­ тории, Белому. А плавания парохода «В. Русанов» под командованием А. К. Бур­ ке, «Садко» под командованием Н. М. Николаева, Н. И. Хромцова, «Малыгина» во главе с капитаном Д. М.Чертковым. Знаменитые походы по трассе Севморпути «А.Сибирякова», «Челюскина», «Ф. Литке». Эти дерзкие по замыслу и отважные по исполнению беспримерные пла­ вания без элементарного ледокольного обеспечения поражают воображение. Всего за одно десятилетие (1929— 1940) наши выдающиеся полярные морепла­ ватели прошли высокоширотными трассами от Земли Франца-Иосифа до Берин­ гова пролива. Они открыли арктические острова Визе, Шмидта, Ушакова, Воро­ нина, Известий ЦИК, Уединения и другие. Ими же были напрочь «закрыты» мифи­ ческие земли Санникова и Андреева. В процессе этих полярных экспедиционных плаваний были проведены обширные научно-исследовательские работы в Север­ ном Ледовитом океане. Моряки ледокольно-транспортного флота начали полу­ чать первые достоверные карты арктических трасс. Эти блестящие страницы в ис­ тории освоения Арктики и их великолепные исполнители навсегда остались в бла­ годарной памяти последующих поколений моряков-полярников. Капитаны старших поколений! Суровые, отважные мореплаватели, участники Второй мировой войны, блестящая плеяда руководителей экипажей судов ледоколь­ но-транспортного флота... Как много исключительно полезных, профессионально мудрых, нередко жестких моряцких уроков получили от них мы, молодые, точнее младшие по отношению к ним судоводители. Низко кланяемся их светлой памяти! «...а капитаны поседевшие, едва ли расскажут вам, как в пароходстве ожида­ ли...» — такие вот слова звучали в одной иронично-грустной морской песне. Да, много интересного, полезного, поучительного для дела, нам порученного, уже не расскажут те капитаны — великие труженики суровых арктических морей. Часто вспоминаются замечательные образы великолепных моряков — капита­ нов «от Бога»: М. Я. Сорокина, В. И. Воронина, Н. И. Хромцова, Ю. К. Хлебнико­ ва, М. А. Галкина, Э. Г. Румке, А. К. Бурке, П. А. Пономарева, В. И. Поташникова, А. Ф. Пинежанинова, А. А. Качарава, Г. О. Кононовича, Б. М. Соколова, Ф. Д. Панфилова и ряд других. Они — гордость ледокольно-транспортного флота, первопроходцы суровых арктических трасс, командиры военных арктических ка­ раванов, славные обустроители Арктических территорий. «Корабли все хороши — дело не в них, а в людях». Это справедливое замечание старого опытного моряка вспомнилось при обсуждении проблемы комплектова­ ния опытными кадрами моряков новых судов арктического плавания. Именно так, 24 : 363

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz